Врач-диетолог о здоровом питании и диетах
Желание похудеть рождается вперед некоторых женщин. В то время как одни пробуют и изобретают диеты, другие доверяют свой вес и здоровье специалистам. Почему самостоятельные эксперименты над питанием ведут к срывам и когда нужна помощь диетолога, объяснила врач-диетолог Линда Хасанова.
Содержание
Основной инструмент диетолога — еда
Главная задача диетолога — скорректировать питание пациента. Порядка 80–90% обращающихся к Линде Хасановой — это люди с избыточным весом, которые хотят похудеть. Одни ищут быстрых и легких путей, другие приходят после всех кругов диетического ада, по направлению от врачей или после операций.
— У меня есть пациент, который весил 120 кг. Бариатрическая операция помогла ему за 8 месяцев сбросить 60 кг, но из-за старых пищевых привычек мужчина скоро вернулся к прежнему весу. Второй раз такую операцию провести уже не получится, поэтому он пришел ко мне работать над питанием. Это один из примеров частых запросов «помогите, я сам не справляюсь», — рассказывает врач.
Диетолог может провести разовую консультацию и адаптировать общие принципы здорового питания под конкретного человека. Но эффективнее работать с врачом долгосрочно. График встреч каждый выбирает свой: для дисциплинированных достаточно одной консультации в несколько месяцев, а других нужно чаще подбадривать и направлять.
— Информации по питанию очень много. Сложность в том, чтобы перевести ее из статуса «знаю» в статус «умею». Путь по снижению веса может занять больше года, и за это время легко потерять мотивацию и сорваться. Диетолог направит и поддержит в трудные периоды, как фитнес-тренер или психотерапевт, — объясняет специалист.
Диетолог помогает выстроить осознанное отношение к еде за счет формирования здоровых пищевых привычек. Линда Хасанова приводит в пример метод гарвардской тарелки. Суть в том, что половина приема пищи должна состоять из клетчатки, четверть — из белка и четверть — из медленных углеводов. Иначе говоря, «тарелка» — это привычка есть больше овощей, выбирать правильные сложные углеводы и ограничивать их, добавлять в каждый прием пищи белок, выстраивать режим, пить воду и т.д. Осознание, зачем нужны новые привычки, приходит с практикой и достигнутым эффектом.
Диеты — за и против
Диету можно определить как временную коррекцию питания с учетом каких-то заболеваний или операций. Например, для людей с синдромом раздраженного кишечника диетолог рекомендует Low-FODMAP, которая исключает продукты, провоцирующие брожение в кишечнике. Для обычного человека она довольно опасна, но она оправдана для тех, кому высокая чувствительность кишечника ухудшает качество жизни.
Тем не менее у диет в обывательском смысле есть один большой плюс: человек начинает задумываться о питании и менять свою жизнь. Например, интервальное голодание помогает ограничивать калорийность и сдерживаться от обильных вечерних трапез. По мнению Линды Хасановой, такое отношение к диете и установки на ограничения — это не совсем правильно, но лучше, чем переедать на ночь. А вот монодиеты — в черном списке врача.
— Я категорически против разгрузочных и монодиет. Ограничения калорийности допустимы до трех-четырех дней в неделю. Но питание только лишь гречкой, яблоками или кефиром ведет к тому, что организм начинает терять белок и другие важные элементы. Еда должна быть разнообразной и включать все группы продуктов: овощи и фрукты, злаковые и хлеб, мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, растительные жиры. Можно использовать принцип радуги: чем больше разноцветных продуктов лежит на тарелке, тем больше полезных нутриентов получает организм, — объясняет специалист.
Главное — мотивация
На приеме Линды Хасановой вопросы «Почему?» и «Что вы хотите?» — одни из первых, которые врач задает пациенту.
— В диетологии очень важно понимать мотивацию пациента, чтобы мечту преобразовать в конкретную цель. Иногда люди сами не понимают, чего хотят, и говорят что-то про красоту и стройность. Но красота субъективна, а ее идеалы часто навязаны. Мне важно понять, есть ли у человека расстройство пищевого поведения, когда искажается восприятие собственного тела. В таком случае нужна психологическая и психиатрическая помощь, — рассказывает врач.
Некоторые пациенты приходят с результатами анализов или с конкретными жалобами и заболеваниями. Кто-то боится повышенной глюкозы в крови, потому что предрасположен по наследственности к диабету. В таком случае врач объясняет последствия диабета и связанных с ним заболеваний, чтобы усилить желание пациента работать над собой. Некоторых такие беседы мотивируют, но иногда нужно искать другой подход.
— Среди моих пациентов есть мужчина чуть старше 50 лет весом 150 кг. Он оказался на приеме почти случайно. Проблемы со здоровьем его не волновали: суставы он был готов протезировать, собственной смерти не боялся. Как выяснилось, единственное, что его беспокоило, это его маленькие дети, которые останутся в случае чего без его поддержки. А у кого-то мотивация — гардероб одежды, которая стала мала, — продолжает Линда Хасанова.
В вопросе похудения и мотивации здоровье для каждого значит что-то свое. Для одних одышка при подъеме по лестнице становится серьезным звоночком, а другие боятся повторного инфаркта. Еще сложнее обстоят дела с красотой. По мнению Линды Хасановой, лучше всего ориентироваться не на чужое мнение, стрелку на весах или принятые стандарты, а на ощущение собственного комфорта и привлекательности в здоровом весе и теле. Помочь выстроить осознанные отношения со своим организмом и едой помогут диетологи в рамках полиса ДМС «Спроси врача».