Заместитель Председателя Правления АО «СОГАЗ» по экономике и финансам Евгений Логовинский: «Нельзя лишать себя возможностей, предоставляемых кризисом»
Кризис - это всегда проверка на прочность, в результате которой выживают сильнейшие. В полной мере это правило относится и к страховым компаниям. Какие страховщики останутся на рынке, а кому придется его покинуть уже в скором времени? Изменится ли в следующем году стоимость страхования? Как в период кризиса не ошибиться с выбором страховой компании? С этими и другими вопросами мы обратились к Заместителю Председателя Правления по экономике и финансам Страховой Группы «СОГАЗ» Евгению Логовинскому.
вопрос: Существует мнение, что любой экономический кризис - это не только проблемы, но и новые возможности и перспективы. Может ли бизнес использовать какие-то аспекты нынешнего кризиса во благо себе?
ответ: На самом деле, в жизни всегда есть проблемы. Кризис лишь делает их более заметными и понимаемыми. Люди переосмысливают ценности, происходит осознание того, что реально необходимо, а что нет. Для бизнеса кризис - это вызов, мобилизация ресурсов, более тщательное внимание к анализу рисков. Кризис заставляет сомневаться, искать подвохи во всем. Тот, кто правильно оценивает риски и принимает решения, когда другие боятся, тот и выигрывает. Ведь кризис оттого и происходит, что все действуют одинаково и только потом понимают, что у них были какие-то возможности благодаря "иррациональности", спровоцированной кризисом.
в: То есть все не так плохо, как об этом говорят и пишут?
о: Люди склонны все драматизировать. Если в период кризиса кто-то продает что-то дешево, то все начинают думать, что у него серьезные проблемы, вызванные кризисом. А ведь причины для продажи могут быть совсем разные: оптимизировать бизнес или, например, закончить один проект в ущерб другому или желание во что бы то ни стало вовремя отдать долг партнеру, пусть даже понеся серьезные убытки.
в: Нынешний кризис, на ваш взгляд, был предсказуем? Когда, по вашей оценке, пройдет его пик?
о: Вопрос о предсказуемости кризиса зависит от того, когда такой прогноз делался. Возможно, кризис и случился потому, что слишком много людей стали о нем думать и говорить. Что касается его пика, то сейчас на этот счет существует много точек зрения, причем меняются они чуть ли не ежедневно в зависимости от поступающей информации и слухов. На мой взгляд, делать какие-либо достоверные прогнозы по поводу развития кризиса сейчас просто невозможно. Кризис не возник в один день, и в один день он не закончится. В каких-то отраслях и регионах он пройдет раньше, в каких-то позже. Его развитие может быть и плавным, без явных всплесков.
в: Можно хотя бы понять, в каком направлении он будет развиваться?
о: В этом году кризис оказал наибольшее влияние на фондовый рынок и перекинулся в реальный сектор. В следующем году скорее всего он затронет более глубоко другие области, например, рынок недвижимости, в то время как фондовый рынок, возможно, начнет постепенно восстанавливаться. Вопрос еще и в том, что вообще понимать под кризисом? Скажем, на Западе есть очень четкие критерии такого явления, как рецессия, т.е. когда по итогам двух кварталов подряд экономика демонстрирует отрицательный рост ВВП. В России же каких-либо критериев кризиса и выхода из него, насколько мне известно, просто не существует. Каждый определяет эти явления самостоятельно.
в: Как изменится в результате кризиса цена страхования? Стоимость каких полисов может вырасти или, наоборот, снизиться наиболее заметно?
о: На какие-то виды страхования кризис вообще не повлияет. Прежде всего это касается тех видов, тарифы на которые регулируются законодательством, например, ОСАГО. Вместе с тем наверняка произойдет, а в некоторых компаниях уже происходит, снижение стоимости полисов автокаско. Во-первых, объемы этого рынка уже сегодня сокращаются, и, как следствие, возрастает конкуренция между страховыми компаниями. Во-вторых, для многих страховщиков, специализирующихся на автостраховании, это будет единственной возможностью в условиях кризиса остаться на плаву. Чтобы сохранить бизнес, им придется снижать тарифы, причем довольно существенно - на 10 - 20%. Фактически это та граница, за которой наступает потеря рентабельности страхового портфеля. Опасность состоит в том, что в погоне за быстрой прибылью некоторые компании могут поддаться соблазну перейти эту черту. В долгосрочной перспективе это грозит серьезными убытками вплоть до банкротства бизнеса. Что касается личного страхования, например, страхования от несчастного случая и добровольного медицинского страхования, то здесь серьезных колебаний цены вряд ли стоит ожидать.
в: Сегодня всех волнует вопрос, как сохранить свои сбережения. Что бы вы посоветовали как профессиональный финансист?
о: Все зависит от того, на какие цели вы откладываете деньги. Если они не понадобятся вам в течение как минимум 3 - 5 лет, то лучше сформировать диверсифицированный портфель в зависимости от склонности к риску. Например, часть средств можно вложить в акции. Если же вы копите деньги на краткосрочные цели, скажем, на покупку автомобиля, то оптимальный вариант - депозит в надежном банке. Сегодня даже на «короткий» депозит сроком на 3 - 6 месяцев банки дают хорошие проценты.
в: Некоторые страховщики уже сегодня оказались на грани банкротства, другие заявили о существенном сокращении своих расходов. В чем сегодня залог выживания страховой компании?
о: Исторически сложилось так, что количество страховых компаний в России значительно больше, чем это нужно для экономики страны. Выжить в условиях кризиса больше шансов у тех страховщиков, которые имеют более диверсифицированный страховой портфель, больше опыта работы на рынке, более тесные связи с крупными предприятиями-страхователями и, наконец, более узнаваемый, сильный бренд. Мелкие страховщики, которые фокусируют свою деятельность на каком-то одном виде страхования или регионе, могут быть подвержены влиянию кризиса значительно сильнее.
в: В каких направлениях будет сокращать расходы СОГАЗ?
о: Мы конечно же будем оптимизировать свои расходы и разрабатываем соответствующую программу действий. Сокращению прежде всего будут подвержены те направления бизнеса, которые не будут обеспечены доходами. Например, если в каком-то регионе тот или иной вид страхования продается неэффективно, то есть смысл использовать занятых там специалистов на другом, более прибыльном с точки зрения бизнеса направлении. Вместе с тем необходимо отметить, что кризис позволяет совершать приобретения по привлекательным ценам. Прежде всего это касается приобретения крупными игроками других страховых компаний, а также объектов недвижимости с целью размещения офисов компании. Все это может значительно повысить капитализацию страховщика в долгосрочной перспективе.
в: Есть ли у СОГАЗа такие планы?
о: СОГАЗ внимательно отслеживает ситуацию, прежде всего в регионах, на предмет покупки местных страховых компаний, поскольку их стоимость может существенно снизиться. Здесь нужно четкое понимание задач и перспектив, которые открывает такая покупка. Если они есть, то такие расходы можно и нужно поддерживать. Это как раз те возможности, которые предоставляет нам кризис. Лишать себя этих возможностей мы не будем.