Генеральный директор компании ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» Евгений Деревенсков: «Инвестиции в жизнь - самое эффективное вложение средств»
Финансовый кризис достаточно сильно ударил по лидерам мирового страхового рынка, пострадали такие крупные компании, как AIG и Swiss Life. Российский рынок эти события затронули в меньшей мере, хотя и у нас в стане страховых компаний есть пострадавшие. Прежде всего это те участники рынка, которые не диверсифицировали свои страховые портфели. На их печальном опыте лидеры российского страхования делают выводы, реструктуризируют свой бизнес, улучшают качество предоставляемых услуг, их ассортимент. О текущем состоянии российского страхового рынка, его проблемах и перспективах, а также о стратегии своей компании «Известиям» рассказал генеральный директор компании «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» Евгений Деревенсков.
вопрос: Евгений Григорьевич, вы только что вернулись из командировки в Приморье. Какие там настроения, что вам бросилось в глаза?
ответ: Это один из немногих регионов, где, на мой взгляд, живут самодостаточные люди с активной экономической и социальной позицией, чему свидетельство происходящие сейчас там события. Я думаю, что эти волнения скоро утрясутся. На первом плане сейчас в Приморье подготовка к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, который пройдет во Владивостоке в 2012 году. Это грандиозная программа по строительству - в общей сложности 36 объектов. Это автодороги, сложнейшие мосты, театр оперы и балета, гостиничные комплексы, Дальневосточный федеральный университет и многое другое. Это рабочие места для населения как на время строительства, так и в дальнейшем при эксплуатации этих объектов. А если люди обеспечены работой, значит, у них есть доходы и они планируют свою жизнь: образование детей, приобретение жилья, обеспечение своего будущего при выходе на пенсию и т.д. Я еще раз убедился в том, что страхование жизни будет активнее развиваться в наших регионах, где население более ответственно относится к своему будущему.
в: Какие прогнозы у вас по развитию страхования жизни в нашем обществе на ближайшие год-два?
о: Мне очень жаль, что недавно начавшееся активное развитие социальных программ в связи с кризисом начинает сворачиваться. И не только потому, что это влечет за собой сокращение корпоративного страхования жизни и здоровья на 30 и более процентов. В предыдущем интервью я говорил, что хочу видеть своих соотечественников социально защищенными, менее обремененными жизненными проблемами. А сокращение социальных пакетов этому не способствует. Тем не менее страхование жизни будет развиваться через ритейловые сети. Потому что население наше уже на себе почувствовало вкус к другой жизни и будет приобретать полисы накопительного страхования, от несчастного случая и болезней. Да и в пенсионном возрасте люди уже не хотят уходить от привычного образа жизни. Мы предлагаем им пенсионное страхование, в котором гораздо больше возможностей по сравнению с негосударственными пенсионными фондами. В наше общество, на мой взгляд, постепенно все же приходит понимание того, что жизнь и здоровье - это самая высокая ценность. Развитию страхования жизни будет способствовать и то, что люди, прошедшие через горнило кризиса, думают сейчас больше о гарантиях и защите своих накоплений, чем о высокой доходности. И страхование жизни в этом случае как раз и является самой надежной долгосрочной инвестицией. Если говорить конкретно о нашей компании, то резервы СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» размещены в депозиты и ценные бумаги. Сначала мы проводим тщательный анализ контрагента, а после размещения средств - постоянный мониторинг ситуации. Поэтому надежность банков и эмитентов ценных бумаг, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не вызывает сомнений.
В ближайшие годы активно будут развиваться обязательные виды страхования, в том числе военнослужащих и других приравненных к ним лиц. Это несомненно повлечет за собой усиление конкуренции за эти объемы.
в: Как вы считаете, чему-то кризис нас уже научил?
о: Безусловно. Мы мало внимания уделяли диверсификации бизнеса. Активнее надо было развивать ритейл, причем как в Москве, так и в регионах. Продуктовая линейка должна быть шире - страховые продукты на любой цвет и вкус, в том числе и «эконом-класса», где будут собраны наиболее актуальные для страхователей риски, предоставлена рассрочка оплаты платежей клиентами и т.д. При этом очень важно гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию и пристрастия населения. Ну и, конечно, наверняка все сделали выводы по управлению своими инвестиционными портфелями. Хотя - я не боюсь повторить это еще раз - инвестиционные инструменты, которыми пользуются компании по страхованию жизни, и так гораздо менее рискованные по сравнению с теми, которыми пользуются другие финансовые институты.
в: Какой вы видите модель компании, занимающейся страхованием жизни, в этих новых условиях?
о: В первую очередь это компания, ориентированная на ритейловые продажи. С развитой сбытовой сетью, диверсифицированным страховым портфелем, страховыми продуктами под определенные целевые группы клиентов, с отработанной системой подготовки кадров - как специалистов компании, так и агентов. Бал должны править профессионалы.
в: Налоговые льготы по страхованию жизни - это миф или реальность?
о: Нет, это не миф. Страховое сообщество активно занимается этим вопросом. На днях, кстати, состоялась встреча руководителей крупнейших страховых компаний с главой Минфина. В числе прочих проблемных вопросов по поддержанию стабильности страховой отрасли в условиях кризиса поднимался и вопрос налогообложения. Мы надеемся, что этот разговор не пройдет бесследно и государство адекватно отреагирует на озабоченность страховщиков. Подтверждением этому стало решение вице-премьера, министра финансов России Алексея Кудрина возглавить рабочую группу при Министерстве финансов по страхованию.
в: Евгений Григорьевич, какой полис по страхованию жизни вы посоветовали бы мне купить?
о: У вас, наверняка есть дети. Застрахуйте ребенка по накопительной программе до совершеннолетия. Что значит тысяча рублей в месяц для вашего бюджета? Сэкономьте эту тысячу на сигаретах, телефонных разговорах, новых дисках. Инвестируйте в будущее ребенка. Поверьте, это самое эффективное вложение средств. И пусть не пугает вас длительный срок вложений. Во-первых, государство у нас сейчас уже совсем другое. Вы сами видите, какие меры принимаются для укрепления банковской системы и экономики в целом. Во-вторых, я вам предлагаю страховую защиту компании, работающей в составе крупнейшей Страховой Группы «СОГАЗ». Это имя на рынке имеет хорошую репутацию и пользуется доверием. И это еще не все: обязательно, если отправляете ребенка куда-то на отдых или в туристическую поездку, приобретите для него полис от несчастного случая. Помните народную мудрость, что береженого Бог бережет.