Нематериальные гарантии
В спортивной индустрии сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, многие компании в той или иной форме оказывают финансовую поддержку клубам и федерациям, с другой - на материальную отдачу рассчитывать им не приходится. На спорте могут заработать разве что страховщики.
«Я считаю, что все виды спорта в нашей стране - энтузиазм и благотворительность. Сказал бы даже, что спортивный клуб, который приносит доход, - исключение из правил и в мировой практике, за исключением НБА. Пока среднестатистический зритель в нашей стране не сможет заплатить за билет хотя бы $100, пока продукт не востребован в телевизионный прайм-тайм и, соответственно, не имеет дорогостоящей рекламы, про окупаемость можно забыть. Все будет продолжать держаться на энтузиастах и политиках» - под этими словами президента группы «Онэксим» и Союза биатлонистов России Михаила Прохорова из интервью «Спорт-экспрессу» сегодня подпишется, пожалуй, любой владелец спортивного клуба и его менеджер.
Зачем тогда российские бизнесмены вкладывают деньги в спорт? Где грань между инвестициями в спорт и спонсорством и поддержкой спорта?
Эта грань довольно тонкая, уверяет представитель «Ингосстраха» Владимир Клейменов. В 1980 г. «Ингосстрах» был официальным страховщиком Московской олимпиады, а сейчас, рассказывает Клейменов, компания сосредоточилась на поддержке трех видов спорта - тенниса, волейбола и хоккея с шайбой. «Ингосстрах» - партнер и страховщик теннисного турнира «Кубок Кремля», поддерживает матчи Кубка Дэвиса в России, спонсор чемпионата России по волейболу среди мужских команд и официальный партнер Федерации хоккея России. Например, в прошлом году компания страховала российских хоккеистов, ставших чемпионами мира в Канаде.
Средства, которые выделяются на поддержку соревнований или вида спорта, продолжает Клейменов, тратятся на подготовку и проведение мероприятий, призовой фонд, адресную материальную помощь (в случае с ветеранами спорта, например), проведение молодежных турниров, закупку инвентаря и т. п. «Все это инвестиции», - уверяет Клейменов, а отдача в ряде проектов возвращается в виде страховых премий. «Ингосстрах» рассматривает участие в спортивных и благотворительных программах как важную составляющую своей социальной миссии, резюмирует он.
«Мы не инвестируем в спорт, это не наш бизнес», - говорит Алексей Смертин, советник председателя правления «СОГАЗа», который является генеральным страховщиком и партнером Континентальной хоккейной лиги в сезоне 2008/09, поддерживает футбольный «Зенит» и баскетбольный «Спартак» из Санкт-Петербурга. Сколько «СОГАЗ» тратит на поддержку этих и других спортивных проектов, Смертин рассказать отказался.
В большинстве случаев «СОГАЗ», как и «Ингосстрах», выступает страховщиком проектов, поэтому некоторая часть вложенных средств возвращается в группу в виде страховых взносов, продолжает Смертин.
Хотя основная отдача таких проектов, безусловно, имиджевая. «Большой спорт во всем мире, а тем более в России, больше, чем просто спорт. Сильная страна должна иметь сильных спортсменов и гордиться ими», - утверждает Смертин.
Один из крупнейших партнеров российского спорта - ВТБ. Госбанк поддерживает национальные федерации баскетбола, волейбола, спортивной гимнастики, футбольный клуб ЦСКА, хоккейный клуб МВД, раллийную команду «КАМАЗ-мастер» и другие проекты. Но спорт для ВТБ не область для инвестиций с целью их возврата, а партнерство и спонсорская поддержка, вторит Смертину представитель банка Максим Лунев.
Строительство торгово-офисного комплекса в Петровском парке на территории стадиона «Динамо» - это отдельный девелоперский проект, уточняет он. Стоимость спонсорских контрактов и общие затраты ВТБ на поддержку спорта Лунев назвать отказался. Хотя некоторые цифры известны: в начале 2006 г., например, ВТБ заключил с футбольным ЦСКА трехлетний спонсорский контракт на $20 млн.
Пока рано говорить, кого ВТБ будет поддерживать в этом году - бюджетирование еще не завершено, говорит Лунев. Но четырехлетний контракт с баскетбольной федерацией о поддержке женской сборной России на период подготовки к Олимпиаде в Лондоне уже подписан, отмечает он.
«Росгосстрах» с 2006 г. является титульным спонсором чемпионата России по футболу, напоминает представитель страховой компании Андрей Бирюков. За почти пять лет «Росгосстрах» заплатит более $50 млн - эти деньги идут на прямую финансовую поддержку и содействие организации футбольных матчей, их проведение и трансляции. Значительная часть этих средств направляется на развитие детско-юношеского футбола, уверяет Бирюков. По данным компании, это партнерство повышает уровень узнаваемости бренда «Росгосстрах» и лояльности к компании. «Мы удовлетворены таким партнерством», - говорит Бирюков.
В 2008 г. компания «Росно» оказывала спонсорскую поддержку баскетбольному клубу ЦСКА и Российской федерации баскетбола, а также сотрудничала с
Национальным олимпийским комитетом - на Олимпиаде-2008 в Пекине «Росно» выступила официальным страховщиком российских олимпийцев, отмечает директор департамента маркетинга «Росно» Малика Кулаева.
Дополнительная отдача при поддержке спортивных проектов также находит отражение в лояльности клубов, которые охотнее ведут переговоры о корпоративном страховании, если знают, что компания имеет прямое отношение к каким-либо спортивным проектам или поддерживает соответствующую федерацию.
Почему же инвестиции в спорт как бизнес в России не стали успешными, как в отдельных западных лигах и чемпионатах? Чего не хватает российскому бизнесу для успешной реализации подобных идей?
Смертин из «СОГАЗа» уверен, что дело не в бизнесе, а в спорте. «Спортивная отрасль в России остается пока одной из самых непрозрачных, что отпугивает потенциальных инвесторов, особенно западных», - говорит он. С ним согласна Кулаева из «Росно»: «Чтобы инвестиции в спорт были привлекательными для крупных компаний, спорт должен стать не только зрелищным и интересным для широкой аудитории (т. е. отвечать стандартным критериям поп-индустрии), но и представлять более предсказуемую в своем развитии отрасль. Иначе при сравнении альтернативных возможностей бизнес всегда будет направлять капитал в иные, более упорядоченные, прозрачные с точки зрения планирования и бизнес-организации сферы».
Во-вторых, продолжает Смертин, спортивная инфраструктура в стране развита слабо, в большинстве случаев устарела и требует серьезных вложений, на которые готовы далеко не все. В-третьих, в зачаточном состоянии находится спортивный маркетинг. «Нужно время, чтобы спортивные клубы в России научились зарабатывать деньги - прежде всего за счет продажи билетов и клубной атрибутики (см. рисунок). Только тогда они станут привлекательным объектом для инвестиций со стороны бизнеса. В принципе, Россия развивается в этом направлении (пример - создание КХЛ), и рано или поздно инвестиции в спорт начнут приносить прибыль», - резюмирует он.
Профессиональный спорт в России также пока не развит, а ведь и НХЛ, и НБА - это профессиональные лиги, отмечает Лунев из ВТБ. Конечно, коммерческая составляющая в спорте необходима, важно развивать инфраструктуру и заниматься поддержкой талантливой молодежи, полагает он.
Большой спорт требует серьезных денежных вложений, говорит Клейменов из «Ингосстраха». У страховщиков сейчас их нет, так же как и опыта, и специалистов в этой области. Таким бизнесом надо заниматься профессионально, резюмирует он.
Андрей РОЖКОВ