СОГАЗ укрепился «Шексной»
Хотя большинство компаний сейчас подсчитывает убытки, понятно, что финансовые передряги - явление временное. Жизнь не остановилась. Через три года экономический кризис разрешится окончательно, а уже через год компании восстановят объем инвестиций в развитие бизнеса, считает председатель правления страховой группы СОГАЗ Вадим Янов. Зато именно благодаря кризису «лучший момент» для захвата рынка уже настал. В этом году СОГАЗ собирается покупать конкурентов и получать прибыль.
Совет директоров СОГАЗа одобрил покупку калининградской страховой группы «Шексна». Как положено, документы отправлены на согласование в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). И если там возражать не станут, до конца марта сделка завершится: нынешний владелец металлургическая «Севергрупп» (бывшая «Северсталь») получит деньги, а СОГАЗ - 100% акций «Шексны», первое место на страховом рынке северо-запада России.
С надежностью у «Шексны» все в порядке?- активы компании за последнее время не пострадали, уверяет Вадим Янов. Просто из-за кризиса страховщики стали стремиться к слияниям - это повышает надежность и дает простор для маневра. В результате в России должны остаться только 200 крупных и надежных страховщиков, имеющих за плечами не один год работы.
- Для крупного клиента невозможно заключить договор на 2-3 года с компанией, про которую даже не ясно, будет ли она существовать через 2-3 месяца. В такой ситуации кэптивные («карманные».?- «Известия») компании уходят в прошлое. По нашим оценкам, их доля на рынке уже меньше половины, - заявил глава СОГАЗа.
Одновременно СОГАЗ выходит на рынок сельскохозяйственного страхования. Это весьма специфическое «поле» деятельности?- например, своим постановлением правительство России устанавливает особые требования к финансовой устойчивости страховщиков. Зато дело нужное. В итоге страховать можно и лизинг сельхозтехники, и урожай - хоть пшеницы на один сезон, хоть яблочный сад на много лет.
Заниматься агрострахованием в группе СОГАЗ будет «дочка» «Нефтеполис». Которая уже в марте сменит название на «СОГАЗ-Агро». Уже в этом году сборы должны составить около 500 млн рублей с ежегодным ростом в 15-20%.
- Мы хотим получить 10% от сегмента сельхозстрахования к 2012 году, - говорит Вадим Янов.
Амбиции - дело хорошее. Но тут возникает естественный вопрос: зачем СОГАЗу тратить деньги в нынешние непростые времена?
- Конечно, мы не Кассандры и кризис заранее не прогнозировали. Но два года назад пересмотрели стратегию развития, решили сокращать затраты и становиться более эффективными, - объясняет поведение своей компании Вадим Янов. - Это был долгий процесс, но в итоге в кризис мы вошли спокойно.
Например, это сказалось на производительности труда. В центральном офисе компании работали только 640 сотрудников, которые делали работу 830. А из 44 филиалов по стране убыточными за время кризиса стали лишь четыре.
В результате планы по страховым сборам в прошлом году были выполнены. Сборы премий стали больше на треть - 40 млрд рублей, экономия по управленческим затратам тоже оказалась внушительной - более 200 млн рублей.
Согласно результатам исследования международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, у СОГАЗа расходы от заработанной премии оказались самыми низкими среди других страховщиков - лишь 21%. Говоря другими словами, благодаря низким затратам СОГАЗ может без всякого демпинга предлагать клиентам выгодные тарифы.
«Шексна» - не последнее приобретение. Всего на покупку других компаний СОГАЗ в этом году хочет потратить до 3 млрд рублей. При этом искать их планируется не только в России, но и в странах Шанхайской организации сотрудничества - вроде Киргизии, Узбекистана.
- Мы сегодня можем конкурировать на международном рынке, - уверен Вадим Янов.
И приводит как пример конкурс по созданию пула по страхованию строящегося на Балтике газопровода Nord Stream. СОГАЗ тогда сумел получить самою большую долю в 25%, предложив тарифы на 5% ниже, чем его немецкие конкуренты.
Павел АРАБОВ