Сочи-2014 примет страховые взносы<br><i>Генеральными спонсорами Олимпиады станут также страховые и авиакомпани</i>
Как стало известно «Ъ», число категорий, в которых оргкомитет Олимпийских игр в Сочи выберет генеральных спонсоров, увеличивается с шести до восьми за счет «страхования» и «пассажирских авиаперевозок». Учитывая стоимость контрактов для спонсоров первого уровня, спонсорская поддержка Сочи-2014 увеличивается еще на $200-300 млн.
Об открытии новых спонсорских категорий «Ъ» рассказали в Оргкомитете Сочи-2014. По словам его представителей, решение было согласовано с Международным олимпийским комитетом, прием заявок будет открыт до конца февраля. В категории «страхование» на статус генерального партнера игр могут претендовать компании, работающие на территории РФ и предоставляющие все виды страховых услуг (аннуитеты, страхование здоровья, жизни, собственности, жилья, автотранспорта и др.). В категории «пассажирские авиаперевозки» оргкомитет рассмотрит заявки любых компаний, «работающих в данной сфере».
Объявляя о начале маркетинговой кампании игр, президент оргкомитета Дмитрий Чернышенко предупредил, что ориентир по стоимости контракта для генеральных спонсоров (самый дорогой спонсорский статус) — минимум $100-150 млн, конечная сумма определяется в ходе конкурса (см. «Ъ» от 4 декабря 2008 года). До конца 2008-го оргкомитет успел открыть шесть категорий генеральных спонсоров в нефтяной, газовой, металлургической, банковской, телекоммуникационной и одежной отраслях. По категориям «нефть» и «банки» прием заявок на участие в выборе спонсора уже закрыт. А по категории «телекоммуникации» оргкомитет уже выбрал спонсора: впервые в истории олимпийских игр им стал консорциум — в него вошли «Ростелеком» и «МегаФон». Вместе связисты заключили контракт на $260 млн, что является рекордом для олимпийского движения.
По экспертным данным, собранным оргкомитетом, спонсорский контракт для партнера первого уровня Олимпиады 2012 года в Лондоне обойдется British Airways примерно в $80 млн, а Lloyds TSB (категории «банки» и «страхование» объединены) — в $140 млн. Спонсорство первого уровня Олимпиады-2008 в Пекине в категории «авиаперевозки» стоило Air China порядка $40 млн.
Впервые интерес к предстоящей Олимпиаде страховая отрасль обозначила еще весной 2008 года: тогда крупнейшие страховщики — СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «Гефест», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Согласие» — объединились в так называемый олимпийский пул. Госкорпорации «Олимпстрой» было предложено провести публичный конкурс по отбору страховщиков из числа участников пула. Олимпийские риски пока не оценены, но с учетом того, что объем инвестиций на подготовку к Олимпиаде-2014 превышает 300 млрд руб., участники пула оценивали их в «миллиарды рублей».
Получение статуса генерального партнера игр не гарантирует получения контракта на страхование рисков «Олимпстроя», но дает спонсору «преференции», признали вчера в оргкомитете. Заместитель главы «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров считает, что страховщики становятся спонсорами таких мероприятий, как Олимпиада, если рассчитывают на резонанс на международном рынке, на который собираются выйти. «В условиях нынешней экономики для российских страховщиков это неактуально, им надо разбираться с внутренними проблемами»,— добавляет он. Совладелец «РЕСО-Гарантии» Сергей Саркисов заявил «Ъ», что необходимая сумма в размере $100-150 млн «пугает». «Но надо смотреть условия спонсорства,— говорит он.— Любой тендер нам интересен, важны условия». По словам страховщиков, идея спонсорства, вероятно, сильнее всех заинтересует СОГАЗ, поскольку управленец именно этой компании возглавляет сочинский страховой пул. Советник председателя правления СОГАЗа Алексей Смертин отметил, что его компании это «интересно», но без понимания того, что спонсор получит «в качестве встречного бизнеса», затраты на спонсорство будут «нецелесообразными».
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков отнесся к предложению оргкомитета еще более скептически. «Если контракт будет заключаться на таких условиях ($100-150 млн.— «Ъ»), они точно не устроят не только «Аэрофлот», но и любую другую российскую и, скорее всего, международную авиакомпанию»,— добавил он, уточнив, правда, что в случае объявления конкурса «Аэрофлот» обязательно подаст в оргкомитет свои предложения. «Такой бюджет окупится, только если компания получит эксклюзив на перевозку всех олимпийских делегаций и туристические квоты национальных комитетов, чего, конечно, оргкомитет обеспечить не может»,— считает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Он напомнил, что из крупных западных авиакомпаний в прибыли находится только Lufthansa, но и она сейчас не сможет предсказать, что будет в 2014 году.
Анна РЯБОВА, Татьяна ГРИШИНА, Петр МИРОНЕНКО