Ускользающее перестрахование
Николай Галушин, заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ»
Перестрахование является одним из немногих доступных для страховщиков механизмов гарантирования финансовой устойчивости страховой компании. Размещенные в перестрахование риски создают сбалансированность портфелей страховщиков, распределяют крупные риски между многими компаниями, высвобождают часть капитала страховщика для осуществления других операций по страхованию . С этой точки зрения экономика ничего не теряет, а только приобретает.
Кроме того, размещение рисков на международных рынках позволяет в случае убытков получить возмещение - обеспечить приток денег в экономику через получение возмещения по убыткам от перестраховщиков. Деньги возвращаются в экономику страны.
Настоящее беспокойство сегодня вызывают три проблемы: ограниченный рынок внутреннего перестрахования, использование этого механизма для вывода средств, а также недоверие российских клиентов к отечественным страховщикам.
В целом российские страховщики предпочитают размещать риски на международных рынках. Главная причина этого - боязнь конкуренции. В России очень мало перестраховочных компаний, которые не занимаются прямым страхованием и поэтому не представляют угрозы для других страховщиков. «Прямые» страховщики вызывают в этом смысле гораздо больше недоверия у коллег, так как могут использовать получаемую информацию о перестраховании рисков в конкурентной борьбе за клиента при возобновлении договора. Таким образом, перестрахование рисков в компаниях, которые занимаются и прямым страхованием, и перестрахованием, создает потенциальную угрозу для компании, размещающей риски. Кроме того, международные компании традиционно считаются более надежными, что повышает уверенность страховщика в получении сумм перестраховочного возмещения при наступлении убытков.
Есть и проблема внутренней емкости. Риск, который по каким-то причинам нельзя разместить на международном рынке, можно разместить на российском с максимальной суммой 20 - 30 млн. долл. Это очень небольшая сумма, которая свидетельствует о весьма ограниченной емкости российского рынка. Также существует проблема внутреннего и взаимного доверия: практически у всех крупных страховых компаний есть списки надежности (security list) - списки страховщиков, с которыми можно работать, потому что их финансовое положение на текущий момент не вызывает беспокойства. Так, получается, что для российских компаний предпочтительным рынком размещения собственных рисков является рынок континентальной Европы и Великобритании. В России размещаются только отдельные риски, которые разместить на международном рынке тяжелее, чем внутри. Рынок внутреннего перестрахования вот уже несколько лет неуклонно сужается.
Еще одной бедой российского рынка является то, что не всегда перестрахование используется по прямому назначению. Иногда эта операция производится не для распределения риска, а для вывода средств. Используются для этой цели не только отдельные страховые компании из России, но и из стран СНГ или компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С такими псевдо-перестраховочными операциями ведется борьба, но проблема до конца не искоренена.
И уж совсем печальная ситуация - предпочтение, которое отдается крупным бизнесом международному перестрахованию. Порой владельцы крупных предприятий при заключении договоров выдвигают требования российским страховщикам. Те получают инструкции, в соответствии с которыми доминирующая часть рисков должна размещаться вне договоров перестрахования, которые страховые компании покупают для защиты собственных портфелей рисков (такие договоры называются облигаторным перестрахованием).
Страховщики вынуждены, выполняя инструкции клиентов, размещать риски отдельно на международных рынках. Это ухудшает экономику договоров для российских компаний и сужает их возможности по удержанию рисков у себя. Клиенты выдвигают требования по отдельному размещению рисков (такое перестрахование называется факультативным), потому что считают, что международные страховщики в случае крупных убытков будут более лояльны, чем российские. Но это иллюзия - при убытке признавать или не признавать событие в качестве страхового случая должна российская компания, она же должна сначала выплатить возмещение и только после этого предъявить убыток к возмещению. Требования по факультативному перестрахованию - это демонстрация недоверия к российскому рынку, к надежности его игроков. Здесь, однако, не должно быть никаких законодательных ограничений, запрещающих или ограничивающих факультативное перестрахование, но очень важно доверие государства, бизнеса и граждан к собственному страховому рынку.
По сути, в размещении рисков на международном рынке нет ничего плохого. Со временем произойдет интеграция российского страхового рынка в международный. И это положительно отразится и на уровне доверия к отечественным игрокам, и на возможностях российских компаний по удержанию рисков внутри страны или в рамках облигаторных программ перестрахования.