Каско прибавленной стоимости
Эксперты прогнозируют повышение тарифов на автострахование в 2013 году
Вслед за ростом продаж автомобилей в 2012 году активно развивался и рынок страхования каско. Возросший уровень конкуренции и борьба за клиентов заставили некоторых игроков снизить тарифы по этому виду страхования. Однако уже в будущем году изменения в законодательстве могут заставить страховые компании вновь повысить стоимость полиса.
На подъеме
Представители страховых компаний отмечают значительный рост объемов страхования каско в течение большей части 2012 года. По данным ФСФР, объем взносов за 9 месяцев 2012 года увеличился на 19,2%, достигнув141,78 млрд руб. По словам вице-президента дивизиона «Юг» Группы Ренессанс страхование Константина Городецкого, автострахование остается самым популярным и востребованным видом страхования в России. «Главный тренд сегодня — это продолжающийся рост рынка,— считает Константин Городецкий.— Так, Группа Ренессанс страхование увеличила объем собранных премий на 29%».
По словам эксперта, это произошло, прежде всего, благодаря розничным продажам новых автомобилей. Так, по данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), за период январь – ноябрь 2012 года было продано 279 873 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 12% больше чем в тот же период 2011 года. При этом, по оценкам экспертов, около 30 – 40% автомобилей приобретаются россиянами в кредит.
Как рассказал заместитель генерального директора САО «Гефест» Николай Николенко, по итогам 9 месяцев портфель по страхованию каско увеличился на 88% и составил 316 млн руб. По словам заместителя директора ростовского филиала ОАО «СОГАЗ» Татьяны Коноваловой, за 9 месяцев 2012 года компания успешно выполнила план по страхованию каско, динамика сборов по отношению к соответствующему периоду 2011 года составляет 171%. Ростовский филиал РЕСО-Гарантия за 9 месяцев 2012 года заключил 5,7 тыс. договоров на общую сумму около 260 млн руб. По сравнению с 2011 годом рост по количеству договоров составил 140%, по объемам страховых премий — 147%. Увеличения продаж каско в 2012 году удалось добиться и ОАО «Страховая компания „СОЮЗ“«.
По количеству договоров, заключенных за 9 месяцев 2012 года, прирост составил около 40%, по суммам сборов — 35%.
Юг России по-прежнему остается одним из значимых регионов для развития каско. Так, заместитель директора краснодарского филиала ЗАО «Макс» Евгений Торопцев отметил, что отличительной характеристикой рынка каско в ЮФО являются более быстрые темпы роста, чем в большинстве других регионах. На это влияет высокая деловая активность в регионе, особенно в Краснодарском крае, который уже на протяжении ряда лет считается одним из лидеров в привлечении инвестиций среди регионов РФ.
Реальная защита
Основным стимулом для роста объемов страхования каско в России остаются требования банков при оформлении автокредитов. По оценкам экспертов, доля таких договоров в портфеле компаний может составлять 65% и более.
Впрочем, объемы каско, связанного с автокредитами, могли бы быть еще выше.
По мнению директора департамента автострахования ООО «БИН Страхование» Романа Воротилина, среди факторов, которые тормозят развитие этого направления, можно выделить высокую конкуренцию в этом сегменте, низкие страховые тарифы.
«Отдельно стоит отметить также невозможность продаж страховых продуктов с франшизой (заранее оговоренная
в договоре сумма ущерба, которая не возмещается страховой компанией — прим. Ъ), так как такие продукты не принимаются кредитными организациями,— подчеркнул Роман Воротилин.— Хотя интерес к ним со стороны клиентов страховых компаний уже есть».
Наряду со страхованием по требованию банков эксперты отмечают и рост количества добровольных сделок по страхованию каско. «Для многих граждан страхование уже считается нормой повседневной жизни, и тот, кто сталкивался со страховыми случаями и получил возмещение от страховой компании, не будет отказываться от страховой защиты в дальнейшем»,— считает Татьяна Коновалова.
В стремлении расширить круг клиентов страховые компании разрабатывают дополнительные продукты по каско. «В этом году мы предложили клиентам продукт „Каско без справок“,— рассказал начальник управления по работе
с агентской сетью и прямыми продажами Центра страхования автотранспорта физических лиц ОАО СК „Альянс“ Дмитрий Соколов.— Эта программа действует без ограничений по количеству обращений и по размеру компенсаций, распространяется на всю территорию России. Неважно, где куплен полис, где произошло страховое событие, главным условием акции является звонок с места события в компанию, что позволяет нашим клиентам в случае ДТП не тратить время на вызов и ожидание ГИБДД».
СК «Союз» в этом году разработала сразу несколько новых программ. Так, «Каско за полцены» будет интересен водителям, которые при покупке автомобиля в кредит приобрели полис каско другой страховой компании. Программа «Разорилась страховая? — Спасем каско!» предназначена для клиентов разорившихся страховых компаний, у которых на руках есть полис каско с неистекшим сроком действия. Продуктом «Миникаско — надежный водитель» со стоимостью от 0,3% цены автомобиля в год могут воспользоваться водители с опытом безаварийной езды. Кроме того, в СК «Союз» в этом году была введена система ускоренного урегулирования убытков по договорам автострахования, которая позволила сократить сроки выплат до 24 часов.
В ЗАО «МАКС» запустили продукт «Без лишних трат». Этот полис гарантирует страхователю компенсацию износа заменяемых деталей, не покрываемых полисом ОСАГО в случае, если автовладелец не виновен в ДТП.
В ОАО «СОГАЗ» была разработана новая продуктовая линейка, основным отличием которой стала ориентированность на потребителей разного уровня, например, АВТО-Классика, АВТО-Престиж и т.д.
Эксперты отмечают, что тенденция к сегментированию рынка каско продолжится и в следующем году. Роман Воротилин рассказал, что ООО «БИН Страхование» в 2012 году придерживалось консервативной политики в разработке новых продуктов: в компании действует только один продукт, имеющий широкое страховое покрытие.
«Однако реалии страхового рынка, конкурентное противостояние среди страховых компаний потребовали начать разработку новой продуктовой линейки по каско,— объяснил Роман Воротилин.— Новую линейку планируется запустить в начале 2013 года по всей филиальной сети компании».
Игры цен
Еще одной ключевой тенденцией года стало снижение тарифов на страхование каско, которое наблюдалось во многих СК. «В этом году в целях дальнейшего совершенствования продуктового ряда по каско была пересмотрена тарифная политика компании, произведен расчет тарифных ставок на каждую конкретную модель транспортного средств и регион, в котором заключается договор страхования. В итоге среднее значение тарифа было снижено»,— прокомментировал ситуацию Николай Николенко.
По словам Константина Городецкого, в Ренессанс страхование были пересмотрены тарифы на каско для владельцев внедорожников и универсалов. С 1 сентября компания снизила тарифы на 202 модели внедорожников и универсалов 2011–2012 годов выпуска.
Впрочем, тренд на снижение стоимости полисов каско затронул далеко не все компании. В ряде СК отметили, что несмотря на некоторые колебания тарифов каско в течение года, уровень цен остался прежним. «Средняя стоимость полиса в нашей компании в течение года оставалась на одном уровне, и составила около 50 000 руб.»,— рассказал Дмитрий Соколов.
Стабильность в тарифах по каско является также основной чертой политики РЕСО-Гарантия. «За последние три года наши тарифы не менялись,— отметили представители компании. — Система расчета основана на базовых стоимостях страхования по каждой марке и модели транспортного средства».
Однако уже в будущем году эксперты прогнозируют повышение тарифов на каско и в тех компаниях, которые оставили стоимость полиса неизменной, и в тех, где ранее цены для клиентов были снижены. Это связано с рядом законодательных инициатив, которые в перспективе окажут существенное влияние на рынок каско.
«Значимыми событиями для рынка каско в 2012 г. стали решения Верховного суда. Так, одно из них касается применения закона „О защите прав потребителей“ во взаимоотношениях страховщиков и их клиентов,— рассказал Николай Николенко.— Постановление ВС РФ дает возможность накручивать размер требований к страховщикам за счет штрафа, процентов, освобождения от уплаты госпошлины и т.д. Также еще одно решение ВС взбудоражило страховое сообщество: Верховный суд определил, что признание страхового случая должно зависеть только от факта наступления события. При этом исключения из страхового покрытия, связанные с действиями страхователя, например, отсутствие двух комплектов ключей от угнанного авто, свидетельство о регистрации, забытое в машине и т.п., он признал ничтожными. Можно предположить, что многие страховые компании отреагируют на эти решения увеличением тарифов на страхование».
Это мнение разделяют и другие эксперты. Например, Роман Воротилин также подчеркнул, что изменения в Законе «О защите прав потребителей», который теперь распространяется на страховые услуги, скорее всего, повлечет увеличение стоимости полиса каско в страховых компаниях.
В условиях меняющегося рынка
Несмотря на ожидающиеся изменения в ценовой политике, представители страховых компаний прогнозируют дальнейший рост сегмента каско в будущем году. «Российский автомобильный рынок по своей насыщенности пока уступает многим странам,— рассуждает Константин Городецкий.— На 1 тысячу человек в России приходится 245 автомобилей, в Европе — 500, в США — более 750. Поэтому потенциал для роста автострахования, безусловно, еще очень большой. Мы прогнозируем рост рынка автокаско на 18–20%».
По мнению Татьяны Коноваловой, рынок автострахования в будущем году вырастет на 125–130%. «У нашей компании на 2013 год амбициозные планы — рост 170–200%», — рассказала госпожа Коновалова.
Вместе с тем эксперты отмечают, что, для того чтобы сохранить свои позиции на рынке страхования, многим СК придется внести коррективы в привычные схемы работы не только по страхованию каско, но и по другим направлениям страхового рынка. Это связано со вступлением России в ВТО, которое откроет дорогу на отечественный страховой рынок иностранным финансовым компаниям со своими, зачастую более высокими стандартами обслуживания клиентов. «В связи с вступлением в ВТО крупные компании в 2013 году начнут активно повышать качество сервиса, внедрять информационные технологии, оптимизировать бизнес-процессы, повышать рентабельность,— считает Евгений Торопцев.— Это позволит им быть конкурентоспособными к тому времени, когда закончится ограничение по приходу на внутренний рынок России прямых филиалов иностранных страховых компаний».
В числе других перспективных тенденций — рост прямого страхования и увеличение объемов онлайн-продаж. Например, в Группе Ренессанс страхование прирост прямого страхования составил 40% по итогам прошлого года. «Повышающийся год от года интерес к онлайн-продажам отмечается не только у клиентов, но и у игроков рынка,— подчеркнул Константин Городецкий.— Покупка международной страховой группой Liberty Mutual компании «КИТ финанс страхование» усилит конкуренцию в этом сегменте, благодаря чему клиенты выиграют и в качестве сервиса, и в цене».
Наталья Гордеева