«Когда человек готов к переменам, они наступают»
Владислав Очнев работает на посту директора Алтайского филиала СОГАЗа около месяца. Об этом назначении «КС» писал в одном из прошлых номеров. О целях своего прихода в компанию, положении дел на рынке страхования края и насущных проблемах отрасли ВЛАДИСЛАВ ОЧНЕВ рассказал в интервью «КС».
Перемена мест
— Владислав, как вы оказались в СОГАЗе? Была ли это ваша инициатива или предложение поступило от самой компании?
— Знаете, когда человек готов к переменам, они наступают. Я достаточно полно реализовал себя в предыдущей компании, об этом говорят показатели ее деятельности в Новосибирске и Барнауле. Я достаточно азартный в профессиональном плане человек, и мне нравится работать в слаженной и в меру амбициозной команде с четкими целями и ясной мотивацией. Когда тебе нравится твоя работа, когда ты делаешь ее с удовольствием и видишь ее плоды, когда твой вклад в общий успех получает достойную оценку, то чувствуешь уверенность в своих силах, и тебе хочется идти дальше.
Профессионалов на страховом рынке не так много, предложения от других компаний поступали регулярно, но я их практически не рассматривал. Когда же мне предложили попробовать силы в СОГАЗе, то на тот момент я уже был готов к переменам. Тем не менее решение о переходе мне далось очень непросто. Я проработал в компании семь лет, практически с нуля поднимал филиалы в Барнауле и Новосибирске, все специалисты принимались и готовились мной. У нас была слаженная и очень дружная команда, мы все вместе искренне радовались нашим успехам. Расставаться было тяжело, но это жизнь, и нужно идти вперед.
— До этого вы работали не только в Алтайском крае, но и в Новосибирской области. Теперь «география» работы сузилась. Не будет тесновато? Могли бы сравнить эти два региона для вас в профессиональном плане?
— Я познакомился с СОГАЗом, с его молодой и активной командой, со стратегией на ближайшие четыре года, с системой взаимоотношений и понял, что мне было бы интересно применить свои знания и опыт для развития филиала компании в Алтайском крае. Потенциал для развития страхового бизнеса здесь огромный, и возможности для самореализации практически не ограничены.
Если сравнивать два региона, в которых мне довелось до этого работать, то Алтайский край, основу экономики которого составляет аграрный сектор, более сложен и специфичен с точки зрения развития страхования. Это вызов для меня как профессионала. Здесь от меня потребуются все наработанные за эти годы навыки, а возможно, и какие-то нестандартные решения. Кроме того, это моя родина, я здесь родился и вырос, хорошо ориентируюсь во всех сферах жизни края и искренне переживаю за него.
Планы и рынок
— Могли бы рассказать, что представляет собой СОГАЗ в Алтайском крае на сегодняшний день? Какие результаты он показал в прошлом году? Каковы слабые и сильные стороны филиала?
— Алтайский филиал относительно молодой, и пока недостаточно известен в регионе. Пожалуй, в этом его главный минус. В то же время филиал быстро растет, в 2012 году сборы составили более 48 млн рублей, выплаты — почти 8 млн. Необходимая база для выхода компании на ведущие позиции на региональном рынке есть. Филиал сотрудничает с крупными федеральными и региональными банками: Сбербанком России, Газпромбанком, ВТБ, НОМОС-БАНКОМ, Росбанком, Сибсоцбанком и другими, работает с лизинговыми компаниями и ипотечными корпорациями, отдельное внимание уделяется взаимодействию с местными автодилерами.
Активно развиваются отношения с крупными производственными компаниями, внедрены программы внутрикорпоративного сопровождения, планируется дальнейшая реализация программ по развитию реабилитационно-восстановительного лечения наших застрахованных на территории курорта Белокуриха.
Планов много, жаль только, часов в сутках не всегда хватает.
— Какие задачи поставило перед вами руководство СОГАЗа и как они связаны с новой стратегией развития компании? Какие планы у СОГАЗа в регионе и за счет чего планируете их реализовать?
— Руководством поставлена четкая задача: интенсивно развивать бизнес с положительным финансовым результатом по всем направлениям. Это полностью совпадает с новой стратегией компании.
В целом планы амбициозные, но реальные. По объему сборов в наступающем году мы планируем войти в первую десятку региональных страховщиков. Основной упор будет сделан на развитие партнерских каналов продаж и увеличение доли корпоративных клиентов в портфеле филиала. У нас имеются продукты и для физических лиц, в том числе для работников предприятий–корпоративных клиентов. В Алтайском крае есть очень перспективные и интересные для страхового бизнеса территории, и мы будем развивать там нашу региональную сеть.
— Насколько высока конкуренция на страховом рынке Алтайского края? В каких сегментах она наиболее острая? Кого рассматриваете в качестве основных конкурентов?
— В Алтайском крае работают более 60 страховых компаний, как федеральных, так и региональных. Наиболее высокая конкуренция — среди первой десятки. Региональный рынок не такой большой, кроме того, значительная его часть — это страхование сельскохозяйственных культур, поэтому конкуренция в остальных добровольных видах страхования очень сильная, особенно если речь идет о корпоративном сегменте. Наиболее остро она ощущается в имущественных и личных видах страхования, страховании ОПО. В партнерском сегменте: банки — страхование залогов и жизни заемщиков, автодилеры — каско автомобилей.
Здоровая конкуренция рассматривается нами прежде всего как важный стимул для собственного развития. Она помогает вырабатывать и оттачивать профессиональные качества страховщика, позволяет увидеть нестандартные и наиболее эффективные способы решения задач, заставляет совершенствовать клиентский сервис и предоставлять потребителям наиболее полный и качественный спектр страховых услуг.
— Каковы ваши прогнозы по рынку на текущий год? Какие виды страхования будут «драйверами»? В каких сегментах, наоборот, ожидаете падения и почему?
— Как я уже говорил, рынок Алтайского края достаточно специфичен и обусловлен аграрной спецификой региона. Поэтому большая часть связана со страхованием сельскохозяйственных культур, животных и имущества крестьянско-фермерских хозяйств. Значительную долю рынка занимает автострахование. Региональный рынок страхования будет и дальше расти, в этом году темп роста составит 10–15%. Драйверами, как всегда, будут ОСАГО и каско автотранспорта.
— С нового года начался новый этап закона об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО — теперь страховаться обязаны также все бюджетные предприятия, эксплуатирующие опасные объекты. Насколько активно этот процесс идет сейчас? Много ли таких предприятий в Алтайском крае? С какими проблемами приходится сталкиваться страховщикам и страхователям?
— Действительно, с нового года закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) начал действовать в отношении предприятий, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней. Иными словами, действие закона теперь распространяется на объекты муниципальной инфраструктуры, такие как котельные при больницах, школах, домах престарелых, другие бюджетные учреждения, а также гидросооружения, финансирующиеся из госбюджета. Всего, по информации органов Ростехнадзора, в Алтайском крае подлежат страхованию более 3,7 тыс. опасных объектов различного типа и форм собственности. Львиная доля приходится именно на ОПО, принадлежащие бюджетным организациям различных уровней. К сожалению, основная проблема реализации закона на сегодняшний день связана с инертностью владельцев ОПО и их стремлением отсрочить заключение договора страхования. Часть бюджетных предприятий просто упустили из виду необходимость запланировать в бюджете на 2013 год расходы на заключение договоров ОС ОПО и теперь вынуждены в срочном порядке выискивать нужные средства. Кроме того, по закону в отношении ряда опасных объектов договор страхования может быть заключен только по итогам открытого конкурса. А это значит, что бюджетные организации обязаны были провести такие конкурсные процедуры не позднее IV квартала 2012 года.
Еще одна проблема, которая по-прежнему остается нерешенной — большое количество бесхозных ОПО, в том числе гидротехнических сооружений, которые ранее находились на балансах бюджетных организаций различных уровней, но после череды реорганизаций и приватизаций оказались без владельцев. Установить хозяина такого объекта, в чьи обязанности входит страхование ОПО, является сложной задачей.
— Одно из главных законодательных изменений этого года в страховании — введение обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами. Закон вступил в силу с 1 января, однако до сих пор у страховщиков нет соответствующих лицензий, и они не могут продавать полисы. Почему это произошло и как эту проблему решают страховщики и перевозчики? К кому обращаться за страховыми выплатами пассажирам? Когда страховые компании начнут получать лицензии?
— Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОС ГОП) — социально значимый закон, о необходимости принятия которого многие говорили еще 10 лет назад. Тарифы несколько раз корректировались в сторону уменьшения под давлением транспортного лобби страны. В итоге постановление правительства о тарифах было окончательно принято только в канун нового года. Буквально на этой неделе некоторые страховщики, в том числе и СОГАЗ, получили первые лицензии. Приступить к заключению договоров страхования они смогут, вероятно, не раньше конца февраля — начала марта. Однако это не значит, что до этого времени граждане, пострадавшие по вине транспортных компаний, не получат выплат — перевозчики, не застраховавшие свою ответственность перед пассажирами, обязаны компенсировать им ущерб в полном размере за свой счет.
— Насколько этот рынок (ОС ГОП) интересен СОГАЗу?
— В целом рынок ОС ГОП является перспективным для страховщиков, даже несмотря на тот факт, что итоговые тарифы оказались существенно ниже первоначальных. Объем его, по предварительным прогнозам экспертов, составит 2,5–4 млрд рублей.
Повторю, что этот вид страхования имеет социальную значимость, и мы не можем оставаться в стороне от его реализации. В то же время есть существенные неопределенности, которые влияют на нашу активность в этом сегменте рынка: качество транспортных компаний по перевозке пассажиров и водителей, контроль за соблюдением правил перевозки пассажиров, адекватность тарифов, сложности с контролем за полнотой декларируемых объемов перевозимых пассажиров. Первый год будет сложным с точки зрения построения технологии страхования, продаж, урегулирования убытков, учитывая весьма сжатые сроки, установленные законом, и необходимость расчета стоимости физического ущерба (травмы и т. д.). Мы будем развивать это направление, ориентируясь на формирование качественного страхового портфеля, учитывая однако публичный характер договоров страхования, то есть невозможность уклониться от его заключения.
ВИКТОРИЯ АНТОНОВА