Страховка на дорогу
Рынок обязательного страхования ответственности перевозчиков заработает в феврале
Первые 19 компаний получили лицензии ФСФР на осуществление нового обязательного вида услуг - страхования ответственности перевозчиков. В числе пионеров «Ингосстрах», «Уралсиб», СОГАЗ, ВСК, «АльфаСтрахование» и «Росгосстрах».
Застраховаться по новым правилам компании-перевозчики смогут не раньше середины февраля. Это связано с тем, что помимо разрешения ФСФР страховщики еще должны вступить в профессиональное объединение - Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). Собрание НССО, на котором будет приниматься новая редакция устава организации, состоится на этой неделе. После этого документ должен быть одобрен ФСФР и Минюстом, и только тогда компании включатся в работу.
Страховые компании считают, что новый вид страхования удачно дополнит их портфель услуг. «Перспектив на этом рынке я не вижу, но это не повод ограничивать свой бизнес», - пояснил мотивы получения лицензии гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. Между тем законодательство уже с 1 января предполагает выплату компенсации пострадавшим пассажирам - если страховки нет, то это должно быть сделано за счет транспортной компании. Поэтому пока страховщики рекомендуют перевозчикам купить полис добровольно.
НИКОЛАЙ ГАЛУШИН, Зампред компании СОГАЗ
Мы, как лидеры рынка, не можем оставаться в стороне от реализации этого нового вида страхования. В то же время есть существенные неопределенности, которые влияют на нашу активность в этом сегменте рынка: качество автопарка в компаниях по перевозке пассажиров и водителей, контроль за соблюдением правил перевозки пассажиров, адекватность тарифов, которые на стадии принятия несколько раз корректировались в сторону уменьшения по сравнению с расчетной величиной, сложности с контролем за полнотой декларируемых объемов перевозимых пассажиров. Первый год будет сложным с точки зрения построения технологии страхования, продаж, урегулирования убытков, учитывая весьма сжатые сроки, установленные законом, и необходимость расчета стоимости физического ущерба (травмы и т.д.).
АНДРЕЙ МАРТЬЯНОВ, Исполнительный директор СК «МАКС»
Эксперты оценивают рынок ОС ОП около 5 - 6 млрд руб. в год.
Но я уверен, что такие показатели в первый год достигнуты не будут.
Перевозчики настроены скептически и не очень то хотят страховаться: они еще не понимают, что в случае аварии вся ответственность за выплаты (например, 2 млн руб. за человеческую жизнь) без страховки полностью ложится на их плечи.
Страховая премия зависит от объема пассажиропотока в год, поэтому экономии ради перевозчики будут занижать эту цифру - сегодня небольшие транспортные компании предоставляют такие данные в заявительном порядке. Перепроверить их сложно. Поэтому в первый год нас ждет недобор премии, а потом совместно с Минтрансом, надеюсь, мы найдем решение этого вопроса.
ДМИТРИЙ ДРОБАН, Заместитель гендиректора, директор по корпоративному страхованию «АльфаСтрахование»
В первый год мы ожидаем жесткую конкуренцию. Не думаю, что страховщики получат значительные убытки - опыт введения новых видов обязательного страхования (ОСАГО, ОПО) показал, что первые год-два проходят с относительно невысокой убыточностью, которая растет в дальнейшем.
Мы не ожидаем, что страхование ответственности перевозчиков позволит заработать большие деньги. Наш основной интерес - предоставить новую услугу, обеспечить правильную работу системы возмещения вреда пассажирам и хотя бы минимальную рентабельность этого бизнеса. Мы надеемся оценить адекватность формул, которые определены правительством для расчета количества пассажиров, насколько они будут соответствовать реальному пассажиропотоку. В настоящий момент это даже важнее корректного определения тарифов. Цель - войти в пятерку страховщиков по этому виду страхования.
ОЛЬГА АДАМЧУК