Выборка для «СОГАЗа»
За четыре года «СОГАЗ» планирует увеличить сборы примерно на 10% в год. Компания поступится долей рынка ради меньшей зависимости от крупных клиентов.
Страховая компания «СОГАЗ» планирует в 2016 г. продать страховых полисов более чем на 110 млрд руб. и заработать не менее 14 млрд руб. чистой прибыли. Это одна из целей четырехлетней стратегии группы, которую одобрил совет директоров «СОГАЗа». Основные цели стратегии — диверсифицировать портфель корпоративного страхования (за счет увеличения доли продаж клиентам — компаниям среднего бизнеса, активного развития на региональных рынках, роста числа продуктов на одного клиента и др.), увеличить объем продаж в рознице втрое (до 11 млрд руб.) и повысить капитализацию группы (размер собственных средств) в 2 раза.
В 2012 г. на страхование рисков группы «Газпром» пришлось 29% премии «СОГАЗа», эта доля снизилась с 32% из-за роста в портфеле розничного сегмента и рисков других клиентов, объясняет председатель правления «СОГАЗа» Сергей Иванов. По его словам, доля группы «Газпром» в 2013 г. может сократиться еще на несколько процентных пунктов и снижение зависимости от нескольких крупных клиентов — одна из задач новой стратегии. «Мы уже спокойно в течение года можем заместить нескольких клиентов, но, конечно, не таких крупных, как “Газпром” или Росатом», — сказал Иванов. В 2012 г. ОАО «СОГАЗ» по собранной премии (77,9 млрд руб.) стало вторым после «Росгосстраха», но зато заработал больше всех (11 млрд руб. чистой прибыли).
Эту прибыль «СОГАЗу» в основном приносит ставка на корпоративный бизнес (страхование имущества, ДМС, строительно-монтажных рисков, ответственности и др.). Сильно снизилась убыточность имущественных видов, комментирует финансовый директор группы Ольга Крымова. Сыграло свою роль качество перестраховочной защиты, отсутствие катастрофических убытков и хороший рост портфеля.
Группа планирует по итогам четырех лет войти в топ-10 рынка розничного страхования. Но полномасштабного наступления в ритейле не будет; «СОГАЗ» выделил три приоритета в рознице: комплексное ипотечное страхование, страхование сотрудников предприятий — корпоративных клиентов (намечен рост этого портфеля в 2,5 раза) и расширение сотрудничества с автодилерами, рассказал зампред правления «СОГАЗа» Дамир Аксянов. Страховщик, отмечает он, уже сейчас работает с 900 дилерами и не будет привлекать клиентов с помощью больших скидок на ремонт и высоких комиссий посредникам. Целевые клиенты «СОГАЗа» — средний класс, при этом из продающихся в России моделей и марок авто в целевой сегмент «СОГАЗа» попадают лишь 20%, говорит Аксянов. В 2012 г. портфель автострахования «СОГАЗа» (сейчас он распределен примерно поровну между физлицами и юрлицами) составил 6 млрд руб.
В 2013 г. страховой рынок в целом вырастет примерно на 10%, оценивает Иванов, премии «СОГАЗа» вырастут сильнее. Но тогда для выполнения стратегических планов и «СОГАЗу» достаточно расти в среднем на 10% в год. Другое дело, что рост будет в основном в розничном сегменте и регионах, поскольку существенно нарастить бизнес в корпоративном сегменте сейчас сложно: многие крупные клиенты заключают контракты на несколько лет, а нового бизнеса, который можно застраховать, не так много, говорит Иванов. По его словам, в планах компании — равное распределение бизнеса между центром и регионами (сейчас они приносят группе 36% премии). «СОГАЗ» рассчитывает на 10%-ную долю всего рынка и 3% в розничном сегменте в ближайшие годы.
Централизация за 500 млн руб.
«СОГАЗ» также централизует урегулирование убытков в розничном и корпоративном блоках, рассказала Крымова. Ожидаемый эффект от проекта – повышение оперативности и качества контроля над урегулированием убытков региональной сети. «СОГАЗ» потратит на этот проект примерно 500 млн руб., уточнила Крымова.
«СОГАЗ» - страховая группа
Финансовые показатели (2012 г., МСФО):
Активы – 123 млрд руб.,
страховые премии – 84,7 млрд руб.,
капитал – 37 млрд руб.,
чистая прибыль – 11 млрд руб
Алексей Рожков