Кому закон писан
1 января 2013 года вступил в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика...»
Жизнь человека в России теперь стоит 2 миллиона рублей. Именно такую цифру предусматривает компенсация за причинение вреда жизни пассажира. Хорошо бы, конечно, чтобы эта выплата никому не пригодилась.
19 февраля по инициативе «Тульского Бизнес-журнала» в здании Тульской Торгово-Промышленной палаты на «круглый стол» собрались те, кого закон касается напрямую перевозчики («Автоперевозки», «Тулаавтотранс», «МПП» и др.), страховые фирмы («СОГАЗ», «Согласие», «Ингосстрах», «Росгосстрах» др.), юристы, представители надзорных органов.
Итак, Закон вступил в силу с 1 января, но на момент встречи ни у одной страховой компании не было возможности заключать договоры с перевозчиками. Тем не менее, уже с 1 апреля 2013 года перевозчиков начнут штрафовать за невыполнение обязанности по страхованию, а с 1 июля пострадавшие смогут обращаться за компенсационными выплатами.
ОСГОПП1 - не говори гоп!
Дискуссия перевозчиков со страховщиками выявила, что в законе есть пробелы, которые значительно затруднят процедуру страхования и выплат. Причины того, что закон сырой, - вне нашего рассуждения, гораздо важнее понять, как именно сложности будут преодолеваться. Перевозчики и страховщики в этом смысле - по одну сторону баррикад: им предстоит «набивать шишки» в процессе практического применения закона. На плечи перевозчика ложится дополнительная финансовая нагрузка: рост тарифов по причине нового закона не предусмотрен, а значит, пассажир не будет оплачивать стоимость страховки.
Дискуссия была оживленной, местами даже жаркой. Директор СК «СОГАЗ» Александр Кушниренко отметил: «Хотя закон и вступил в силу, он поднимает много вопросов. Один из больных - как перевозчик определяет количество пассажиров. Обычно занижает, перевозя фактически больше людей - соответственно, риски страховой компании повышаются при минимальных коэффициентах. Еще одна проблема - недобросовестные страховщики, от них мы хотим предостеречь перевозчиков - такие компании предложат вам выгодные условия, а платить компенсации не смогут - и это грозит многочисленными судебными процессами. Такие страховщики-однодневки работают по одному принципу: после нас - хоть потоп!»
Лариса Донченко, директор ООО «Тульские пассажирские перевозки», продолжила тему сложностей:
«Реальная жизнь во многом далека от сухой буквы закона. Как доказать, что страховой случай не спровоцирован пассажиром, как оградиться от мошенников-пассажиров? Как быть, если человек вышел на остановке «по требованию» и получил травму - кто будет виноват: водитель, остановивший и открывший дверь, или сам пассажир, который по своей инициативе выскочил, к примеру, на светофоре. Или еще ситуация - человек обратился за помощью в больницу спустя, к примеру, 2 недели (или несколько месяцев - закон сроков не оговаривает) после случая в транспорте - он будет признан пострадавшим в любом случае, хотя положенного акта с двумя свидетелями, который составляется в момент ЧП, у него и не будет».
Сергей Киселев, зам.ген.директора «Тульские Транспортные линии», обозначил следующие проблемы:
«Важный вопрос: как страховать транспортное средство, которое работает по нескольким направлениям, если одна и та же машина обслуживает много маршрутов: городские перевозки, междугородние. В этом случае страховать обезличенно? На этот вопрос пока нет ответа - юристы и страховщики ждут разъяснений. А еще вопрос: есть в перевозках вид - «заказные перевозки по межгороду». Вот именно о них в законе не сказано ни слова. По какому принципу и по какому тарифу мы должны страховать пассажиров в случае, когда они едут на расстояние более 50 км? Технология этого процесса пока не совсем понятна. Следующая ситуация: у меня есть заказы разовые. Для вычисления страховки нужно предоставить данные об их планируемом объеме. А я никак не могу предугадать - какой объем заказов будет - 10 или 200, и статистики у меня нет - я, к примеру, только начал работу. Что делать? По средней формуле? Или делать прогноз?»
Олег Бекетов, исполнительный директор «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области:
«На некоторые вопросы попросту нет ответа в законе. Под действие закона не попадают такси и метро - это четко прописано. А по каким тарифам будут производиться расчеты с компаниями, которые занимаются организацией перевозок по заказу на легковых автомобилях (к примеру, перевозкой свадеб)? Страховщики откажутся или будут работать с этой категорией перевозчиков?»
О санкциях рассказал заместитель начальника управления Государственного автодорожного надзора по Тульской области Николай Макосеев: «С 1 апреля начнутся плановые и внеплановые проверки, проведение контрольных мероприятий. Они будут направлены на проверку наличия договора и того, как информируются пассажиры о новом законе - информацию можно размещать на билетах, в местах продажи билетов, на официальном сайте перевозчика. Штрафы зависят от объекта наложения: от 1 до 3 тыс.руб на должностное лицо, от 10 до 30 тыс. руб.- на юридическое - за отсутствие информации, и 40-50 тысяч на должностное лицо, 500 тыс. - до миллиона на юридическое - за отсутствие договора со страховщиком.
Компании, которые получили право страховать пассажиров (их на сегодняшний день насчитывается около 30, по прогнозу Минфина, что эта цифра увеличится до 60), отвечают определенным критериям - уставный капитал, опыт работы, определенные финансовые гарантии, репутация. Практически все расчеты уже произведены, разницы в предлагаемых ими коэффициентах нет. В этой связи конкуренция среди страховщиков нешуточная. По какому принципу перевозчик тогда будет выбирать? Вполне возможно, страховщик предложит, помимо минимального тарифа, что-то еще. Вопрос недобросовестной конкуренции открыт.
Будем набивать шишки
Виктор Лаврентьев, директор ОСАО «Ингосстрах»: «В основе закона - благая идея: защита пассажира.
Цена жизни растет, мы приближаемся к европейским стандартам. Перевозчики должны воспринимать закон не как очередной побор, а как средство защиты своего пассажира. Противостояния между страховщиками и перевозчиками не должно быть. Страховые компании выступают как финансовый инструмент - берут на себя ответственность за выплаты. Мы делаем общее дело. Хорошо, что состоялся «круглый стол». Он позволил нам попытаться понять друг друга, еще находясь на берегу. Закон сырой, и к нему обязательно будут поправки и дополнения. Но цель его все-таки благородная: сделать жизнь человека немного безопаснее».
Эту мысль продолжил и директор СК «Согласие» Александр Скворцов: «Вопросов больше, чем ответов. Мы будем создавать прецеденты, набивать шишки. Но ведь дорогу осилит идущий. Со временем сложится правоприменительная практика, в процессе исполнения закона появятся ответы. В нашей стране любое большое дело начинается именно так, но положительный результат будет обязательно».
Язык цифр
Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в следующих размерах: В случае причинения вреда жизни потерпевшего страховая выплата равна страховой сумме, которая должна составлять не менее чем 2 025 000 руб.;
В случае причинения вреда здоровью потерпевшего производится единовременная выплата, размер которой определяется в зависимости от характера и степени тяжести повреждения здоровья по нормативам, установленным Правительством Российской Федерации (таблица выплат); В случае причинения вреда имуществу потерпевшего, возмещение вреда равно 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 000 руб. за иное имущество, но в пределах страховой суммы, которая должна составлять не менее чем 23 000 руб. на каждого потерпевшего.
1 ОСГОПП - это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Елена Лебедева