И с сучком, и с задоринкой
До того момента, как контролирующие органы начнут штрафовать перевозчиков за отсутствие полиса страхования ответственности, осталось всего две недели. Однако участники страхового рынка не выказывают уверенности в том, что реализация закона пройдет гладко. Основная причина этому - непрозрачность рынка.
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (ОСГОП) обсуждался долго, более 10 лет. На этом фоне подготовка проекта закона и всех нормативных актов выглядит просто скоростной - на все про все ушло лишь полгода.
Впервые в федеральном правовом поле было законодательно определены понятия «пассажир» и «перевозка», а для перевозчика установили размеры страховых сумм, которые рассчитываются исходя из количества перевезенных пассажиров, а также размеры штрафов за неисполнение закона.
Согласно новым законодательным нормам, перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причинение вреда в любом случае и будет возмещать ущерб в размерах тех страховых сумм, которые определены законом. То есть даже при отсутствии полиса организация-перевозчик должна будет выплатить пострадавшим пассажирам страховую премию.
Закон определяет следующие суммы. Компенсация за причинение вреда жизни потерпевшего - не менее 2 млн 25 тыс. рублей на одного пассажира. За причинение вреда здоровью потерпевшего - не менее 2 млн рублей на одного пассажира. За причинение вреда имуществу потерпевшего - не менее 23 тыс. рублей на одного пассажира. При этом в договоре страхования может быть рассмотрен и предусмотрен больший размер выплат. Кроме того, срок действия договора не может быть менее года.
Наталья Комлева, заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА», отмечает, что введение ФЗ-67 сопровождалось существенными сложностями. Особенно бурными были споры относительно размера страховых тарифов, которые устанавливаются государством. «В результате трехкратного снижения тарифов ожидаемый объем рынка сократился с первоначальных 18 млрд до 2,8 млрд рублей», - говорит Н. Комлева.
После принятия закона об ОСГОП тарифы на этот вид страхования несколько раз корректировались в сторону уменьшения под давлением транспортного лобби. В итоге постановление правительства о тарифах было окончательно принято только в канун Нового года, а первые лицензии страховщикам начали выдавать, по разным данным, в конце января - феврале. Ни одного договора страхования до сих пор не заключено.
Можно сказать, что ни для железнодорожников, ни для авиаперевозчиков закон Америку не открыл. Страхование как явление в этих сегментах уже существовало. Небольшие изменения постигнут разве что пригородный комплекс. А наибольшая доля страхового рынка в структуре пассажирских перевозок приходится на внутригородское сообщение.
Что отрадно, для пассажиров все пертурбации с процессом страхования будут практически не ощутимы. По словам директора управления методологии департамента автострахования компании «Росгосстрах» Павла Шевцова, по железнодорожным перевозкам дальнего следования стоимость билета на каждого пассажира должна вырасти примерно на 0,7 копеек, а для пассажиров поездов ближнего следования - на 0,03 копейки.
Для самого массового пассажирского транспорта - автомобильного - стоимость страхования в зависимости от вида транспорта и регулярности перевозки будет составлять от 4 до 35 копеек с одного перевезенного пассажира. В стоимости билета в общественном транспорте или маршрутном такси эта цифра составляет от 0,1 до 2%.
«Радости и удовлетворения у перевозчиков нет. Но такой радости не испытывали и владельцы опасных производственных объектов год назад, а в 2002-м не было радости от вступления в силу закона по ОСАГО у владельцев транспортных средств. В данном случае речь идет о механизме защиты интересов граждан в случае нанесения вреда их здоровью, жизни и имуществу, а не об удовлетворенности перевозчиков. Страховое сообщество призвано решать социальную задачу по гарантированию выплаты компенсации пострадавшим при перевозке пассажирам. И эта задача намного важнее, чем все остальные. В настоящее время ведется активная просветительская работа, направленная на то, чтобы люди обращались за компенсациями в случае происшествий на транспорте. Такая работа, на наш взгляд, должна вестись не только на уровне страховщиков, но и на уровне транспортных союзов, Ространснадзора, МЧС», - подчеркивает заместитель председателя правления Страховой группы «СОГАЗ» Николай Галушин.
Так или иначе, но из-за корректировок страховых тарифов в меньшую сторону емкость сегмента рынка, который открыл ФЗ-67, в итоге оказалась значительно меньшей, чем предполагалось изначально.
При этом есть одна существенная проблема: на данный момент практически невозможно как-либо подтвердить объем пассажиропотока у конкретного перевозчика. Особенно это касается предприятий средней руки.
Непрозрачность рынка и отсутствие правоприменительной практики, конечно, не самый лучший багаж для реализации закона. Тем не менее от теории к реальным действиям волей-неволей переходить придется. По мнению представителей страховых компаний, на отладку всех юридических механизмов уйдет в лучшем случае год, а может, и больше. В течение этого времени должна быть выстроена технология контроля пассажиропотока, должны появиться прецеденты страховых выплат и, конечно, санкций по отношению к транспортным компаниям-уклонистам. Последний момент, кстати, не исключает того, что рынок пассажирских перевозок несколько укрупнится.
Татьяна Денисенко