Дальний регулятор
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уделяет особое внимание страховщикам. При запуске ОСАГО она запретила дарить подарки клиентам, сейчас выступает главным арбитром в страховых тендерах, а в будущем хочет согласовывать создание страховых союзов. Компании упрекают службу в излишнем вмешательстве в дела рынка, однако сами часто обращаются в ФАС, когда надо устранить конкурента.
Тендерные поля
Начало 2013 года ознаменовалось громкими скандалами на крупнейших тендерах по страхованию. «РЕСО-Гарантия» трижды привлекала ФАС к разбирательствам с тендером на право обеспечения полисами ОСАГО Министерства обороны (премия - 203 млн руб.). Страховщик обратил внимание на то, что число его специалистов по ОСАГО превосходит этот показатель у конкурентов, однако это не повлияло на оценку заявок участников. Победителем был признан «Ингосстрах». ФАС поддержала жалобу «РЕСО-Гарантии», в итоге решение конкурсной комиссии было оспорено.
Однако впоследствии Минобороны все же заключил договор с «Ингосстрахом». Сейчас спор продолжается в суде.
В конце декабря 2012 года Минобороны признало «Росгосстрах» победителем тендера по выбору страховщика жизни и здоровья военнослужащих. Однако позже военных чиновников, похоже, смутил излишне высокий объем гарантии страховщика - 1,5 трлн руб. при необходимых 1,7 млрд руб. В январе министерство решило заключить контракт с компанией МАКС. По имеющейся у «Ъ» информации, «Росгосстрах» упустил контракт стоимостью более 5 млрд руб. из-за опечатки в заявке. Компании это грозило попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. По закону о госзакупках Минобороны должно направить в ФАС заявку о включении «Росгосстраха» в этот реестр. Но пока этого не сделано. И ФАС заняла выжидательную позицию.
Страховщики часто привлекают антимонопольный орган в помощники в борьбе за госконтракт. В 2012 году антимонопольные органы возбудили 28 дел на финансовых рынках по признакам нарушения требований к торгам, 20 из них касались закупок страховых услуг. Участники тендеров на право ОСАГО нередко жалуются на неверное применение их конкурентами тарифов ОСАГО и, как следствие, незаконное занижение цены контракта. Антимонопольщики квалифицируют это нарушение как недобросовестную конкуренцию. «При проведении конкурсов ФАС является практически единственным средством воздействия на заказчика и возможностью для страховщика защитить свои нарушенные права», - говорит гендиректор «Альянса» Хокан Даниелссон.
История страхового внимания ФАС
Антимонопольная служба не первый год принимает активное участие в судьбе страховщиков. На заре ОСАГО ФАС активно боролась с нетривиальными методами привлечения клиентов. Отдельные игроки одаривали страхователей сертификатами магазинов бытовой техники, литрами бензина и дисконтными картами. ФАС распознала в этом скидки на ОСАГО, с подачи службы Росстрахнадзор начал разбирательства с нарушителями.
Впрочем, многолетняя борьба с занижением цены на ОСАГО навела службу на прямо противоположные мысли: если компании не опасаются снижать стоимость полиса, значит, необходимо позволить им ценовую конкуренцию. Несколько лет назад чиновники ФАС заявили о возможности ценовой конкуренции на рынке ОСАГО.
Эта идея нашла отражение в пакете поправок Минфина к законодательству об ОСАГО. Документ предусматривает введение тарифного коридора. Поправки ожидают в Госдуме процедуры первого чтения.
ФАС вмешивалась в правительственные инициативы, которые могли полностью изменить расклад на отдельных рынках. В конце 2008 года правительство утвердило правила предоставления в 2009-2011 годах субсидий на компенсацию части затрат фермеров на агрострахование. Требованиям постановления соответствовали в основном члены Национального союза агростраховщиков (НСА). Страховщик должен был иметь не менее 850 млн руб. чистых активов и долю сельхозстрахования в портфеле не более 20%. А участникам недружественного союза - «Агропромстраха» - грозило остаться за бортом агрострахования с господдержкой. ФАС заявила о чрезмерности требований. Аналогичную позицию занял Верховный суд, отменив спорные требования 1 сентября 2009 года. Это дало возможность конкурентному объединению - «Агропромстраху» - продолжить работу.
Служба не раз становилась на пути страховых пулов. В мае 2008 года семь компаний учредили Сочинский страховой пул и вышли к правительству с предложением выбирать страховщиков проекта «Сочи-2014» по конкурсу из числа участников пула. ФАС усмотрела в действиях страховщиков нарушение конкуренции, их действия не одобрили и Минрегион, и госкорпорация «Олимпстрой». В итоге Сочинский пул самораспустился. Этот случай подвиг службу на разработку «общих исключений в отношении отдельных видов соглашений между страховыми организациями». Документ ограничил долю рынка участников пула 20% для страховых пулов и 25% для перестраховочных. Большую долю рынка позволили занимать только пулам, создание которых предусмотрено законодательством и актами правительства. Исключение было сделано только для пулов по покрытию ядерных или террористических рисков - РЯСП и РАТСП.
Оценивая последствия вмешательства ФАС в создание Сочинского пула, заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов отмечает, что страховщикам олимпийских рисков «стало труднее и дороже размещать риски в перестрахование». «Сочинский пул пытался создать общую емкость для размещения олимпийских рисков, чтобы не «выносить» их из страны, - объясняет председатель правления СОГАЗа Сергей Иванов. - В итоге пула не стало, и олимпийские объекты страховались, но не перестраховывались в России. Страховщики либо размещали риски в перестрахование в рамках облигаторных программ, либо передавали в факультативное перестрахование - как правило, на международный рынок».
Последняя инициатива о создании страхового пула также была раскритикована ФАС. Всероссийский союз страховщиков инициировал поправки о создании перестраховочного пула компаний по страхованию ответственности туроператоров.
По мнению ВСС, механизм перестрахования в пуле решит проблему страхования крупных операторов выездного туризма. Сейчас страховщики с неохотой берутся за страхование турфирм на высокие суммы ввиду громких банкротств известных представителей туристического бизнеса. ФАС настаивает на добровольности вхождения в пул и опасается, что отдавать в перестрахование заставят и договоры на небольшие страховые суммы. Позицию ФАС разделяет Минфин. Однако страховое сообщество за- ручилось поддержкой главы российского правительства Дмитрия Медведева. По итогам совещания у Дмитрия Медведева о развитии сферы туризма в России, прошедшего 19 марта, он поручил Минкультуры и Минфину сформировать предложения, касающиеся создания перестраховочного пула для защиты рисков на туррынке. «ФАС демонстрирует негативное отношение к страховым пулам, которые созданы вне рамок обязательного страхования. Основная претензия - установление единых правил поведения, единых тарифов, обязательных условий приема и передачи рисков», - говорит председатель правления СОГАЗа Сергей Иванов. «Сколько бы пулов ни существовало, в условиях нашего неконсолидированного рынка они ни в какой мере не ограничивают конкуренции», - полагает он.
Союзная битва
Профобъединениям в обязательных видах страхования ФАС уделяет особое внимание. У службы регулярно возникают претензии к работе Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО). Крупные страховщики видят в действиях ФАС попустительство ненадежным игрокам. «Нельзя подстраиваться под жалобы компаний, которые хотят продавать, но не готовы нести финансовые обязательства и предоставлять гарантии выполнения своих обязательств в дальнейшем», - говорит глава СОГАЗа Сергей Иванов. «Формальная защита свободной конкуренции может очень дорого стоить гражданам, которые рискуют купить полис ОСАГО у без пяти минут банкрота», - вторит ему Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантии».
Крупные страховые компании ставят под вопрос компетенцию ФАС в вопросах функционирования профобъединений.
По словам гендиректора «Альянса» Хокана Даниелссона, «профессиональное объединение формируется из участников рынка, разбирающихся в своей сфере и ставящих перед собой бизнес-цели. И вмешательство в такую деятельность третьих лиц может привести к стагнации рынка и прочим негативным последствиям». Его поддерживает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин: «У членов профобъединений есть право самостоятельно устанавливать требования к самим себе, в том числе к размеру членских взносов, устанавливать условия отгрузки бланков полисов и т. д. Это очень специфическая сфера, и мы не видим острой необходимости включения ФАС в этот процесс».
Страховщики соглашаются в том, что ФАС нужна отрасли для формирования цивилизованного рынка. «Мы считаем крайне важным конструктивный диалог с ФАС. Необходимо детально разобраться в том, как функционирует наш бизнес, и совместными усилиями установить барьеры для недобросовестных игроков, предоставив всем остальным равные права доступа вне зависимости от размеров компаний», - говорит Сергей Иванов. Вместе с тем «необходимо проделать еще много работы для улучшения взаимопонимания страховщиков и ФАС», констатирует Хокан Даниелссон. «У нас в ближайшей перспективе появится единый регулятор. Мы рассчитываем на то, что ряд вещей он будет делать более качественно, чем предыдущий. Тогда и вмешательство ФАС будет в меньшей степени заметно», - полагает Илья Соломатин.
Полина Тютина