Как вы оцениваете старт продаж полисов ОСГОП? Насколько активно перевозчики заключают договора обязательного страхования? Выявились ли какие-нибудь проблемы?
Николай Галушин, заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ»:
Мы ожидали большей активности со стороны перевозчиков. По факту оказалось, что процесс начался «как бы нехотя». Мы, к сожалению, обращаем внимание на то, что некоторые перевозчики проводят мероприятия по занижению количества перевозимых пассажиров, по занижению количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров.
Первый год страхования ОСГОП - это традиционно год отладки технологии. ОС ГОП является самым продвинутым из всех обязательных видов страхования, поскольку нет бланков строгой отчетности, есть четкая методика расчета физического ущерба, есть исчерпывающий перечень документов по заявлению и оплате убытков.
Тем не менее, есть существенные недостатки, которые требуют отладки и доработки в течение ближайшего года - это другая система подсчета количества перевозимых пассажиров. Считаем, что брать за расчет нужно не формулы и справки перевозчиков, а применять методику к количеству посадочных мест в средствах транспорта.
По нашим расчетам, сборы страховой премии по ОС ГОП в первый год составят около 3-4 млрд. руб.
Алексей Володяев, директор по развитию страхования СК «МАКС»:
Фальстарта не случилось. Перевозчики идут страховаться достаточно активно, особенно небольшие.
Во многом, этому поспособствовала позиция надзорных органов, а именно прокуратуры, которая взялась за перевозчиков намного активнее, чем в прошлом году Ростехнадзор за владельцев опасных производственных объектов.
Без технических накладок на начальном этапе, конечно, не обходится. Например, по правилам расчета тарифа в ряде случаев требуются справки от муниципальных органов, а в органах этих про такие справки никогда слыхом не слыхивали и не знают, как их оформлять. Приходится вести разъяснительную работу, решать проблему «с колес».
В первые же дни перевозчики, заключившие договоры, стали возвращаться за дополнительными соглашениями на вновь приобретаемые ТС. Этот момент тоже пока не отработан. Приходится его решать «в ручном режиме».
В целом, перевозчики подошли к делу более сознательно, чем годом ранее, владельцы ОПО, и старт продаж вполне можно считать успешным.
Елена Бочарова, заместитель генерального директора СК «Согласие»:
Как известно, старт продаж полисов ОСГОП существенно запоздал и состоялся только 14 марта после официального признания статуса НССО как профобъединения. Однако отсрочка старта сыграла определенную положительную роль, поскольку основная масса перевозчиков смогла понять необходимость и сущность страховой защиты и заложить в своем бюджете соответствующие финансовые средства. Поэтому уже 14 марта были заключены первые договоры обязательного страхования ОСГОП. В целом, судя по предварительным данным, старт можно считать, хоть и запоздалым, но вполне успешным. Например, СК «Согласие» уже заключено около 2000 договоров страхования. Следует отметить, что положительную роль сыграла активность надзорных органов, в частности, городских и районных прокуратур, которые приступили к проверке соблюдения законодательства об ОСГОП и применению санкций за замеченные нарушения уже с начала реального страхования, в отличие от ситуации, сложившейся на рынке обязательного страхования опасных объектов в 2012 г.
Осведомленность перевозчиков о законодательно установленной обязанности страховать свою ответственность перед пассажирами, безусловно, является важным условием функционирования данного вида страхования. Страховое сообщество и, прежде всего, НССО, средства массовой информации и различные профессиональные объединения перевозчиков сделали очень много, чтобы донести до каждого перевозчика необходимость заключения договора обязательного страхования, а также те последствия, которыми чревато неисполнение этой обязанности. Поэтому некоторые перевозчики, прежде всего, коммерческие (индивидуальные предприниматели), стали обращаться в страховые компании еще в декабре 2012 г. Однако, в целом, несмотря на высокие штрафы, многие перевозчики пока не спешат страховаться. Страховые договоры заключают в основном средние транспортные компании. Отчасти это объясняется тем, что крупные игроки вынуждены пройти через конкурсную процедуру, а мелкие перевозчики не имеют достаточно средств на страхование.
Безусловно, проблемы уже существуют и возникнут еще, как это бывает всегда при реализации новых видов страхования. В основном, они связаны с несовершенством нормативной базы и отсутствием достоверной статистики по аварийности и убыткам на транспорте. С недостатком объективной информации страховщики столкнулись еще при обсуждении тарифов. Ежедневно происходит большое количество аварий разного масштаба на разных видах транспорта, а полноценной реальной статистики не существует, что не только затрудняет оценку рынка, но и не позволяет объективно оценить риски и обоснованно применить вилку тарифов. Существенная проблема связана также с отсутствием у многих перевозчиков официальной отчетности о количестве перевозимых пассажиров, что приводит к осознанному занижению перевозчиками страховой суммы. В ближайшее время мы предвидим большие проблемы с предъявлением необоснованных претензий в части получения каких-либо травм, порчи багажа и т.д., поскольку не решен такой важный вопрос, как порядок оформления инцидентов, которые не связаны с ДТП и присутствием при их оформлении сотрудников ГИБДД. Например, когда пассажиры получают травму во время экстренного торможения.
Андрей Анохин, управляющий продуктом управления индустриального страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия»:
«РЕСО-Гарантия» активно заключает договоры ОСГОП. На 3 апреля заключено 654 договора. Подготовительная работа по этому направлению была начата нами сразу после принятия закона (летом 2012 года), была сформирована база данных, и за каждым филиалом были закреплены те перевозчики, которые работают на территории, обслуживаемой этим филиалом.
Основные группы клиентов:
- Крупные страхователи, как правило, объявляют официальные тендеры и размещают информацию в интернете.
- Клиенты, которые страховались у нас в компании и ранее, по старому указу от 1992 г., или которые являются клиентами компании по другим видам страхования.
- Клиенты, договоренность о страховании с которыми была достигнута предварительно через обработку базы данных. Т.е. проводились переговоры с потенциальными клиентами, которые завершились заключением договора.
Начиная с 15 марта (начало страхования) и особенно с 1 апреля (начало проверок Ространснадзора) клиенты (в основном ИП) обращаются самостоятельно в офисы - приходят или просят рассчитать стоимость полиса по телефону.
Сейчас компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, активизировались, поскольку им грозят серьезные санкции (штрафы, запрет на осуществления перевозок).
Проблемы:
Трудность в расчетах количества перевозимых пассажиров по формулам (не всегда клиент понимает, по какой формуле рассчитывать это значение). У нас разработана специальная инструкция для облегчения расчета. Мы сами помогаем клиентам заполнять заявление и производим за них расчеты;
Не всегда у клиента есть необходимые документы или они некорректны (формы статистической отчетности и т.д);
Не всегда клиент может получить необходимые справки из органов исполнительной власти. Также нет утвержденной формы справки (пробел в законодательстве);
Имеют место факты намеренного занижения количества пассажиров с целью уменьшения размера страховой премии (искажение отчетности, попытки указать меньшее число посадочных мест в автобусе);
Предоставление страховщику неполной информации (например, в заявлении указываются не все виды перевозок).
Галина Гуляева, заместитель директора центра страхования ответственности - начальник управления страхования ответственности опасных объектов СК «Альянс»:
Несмотря на то, что датой вступления Закона об обязательном страховании перевозчика перед пассажирами является 1 января 2013 года, фактической датой начала заключения договоров ОСГОП является 14 марта. СК «Альянс» начала активную работу по заключению договоров ОСГОП с первых дней, т.к. в числе первых получила лицензию на данный вид страхования. Перевозчики очень ответственно подходят к исполнению закона и в массовом порядке обращаются к нам для оформления договора, видя в СК «Альянс» надежного и опытного партнера, способного не только предоставить качественное обслуживание, но и гарантировать выполнение взятых по договору страхования обязательств.
Основная проблема на сегодняшний день - порядок расчета количества пассажиров для целей определения страховой премии. В соответствии с постановлением правительства «№»1484 от 30 декабря 2012 г. количество пассажиров для целей расчета премии должен указать перевозчик в своем заявлении о страховании, приложив документы, обосновывающие расчет. Перевозчики в большинстве своем затрудняются в этом вопросе, поэтому наша компания разъясняет требования законодательства и порядок расчета количества пассажиров.
Николай Николенко, заместитель генерального директора САО «ГЕФЕСТ»:
Как и при введении ОСОПО страхователи не «ломятся в дверь» к страховым компаниям с огромным желанием застраховать свою ответственность, а занимают выжидательную позицию. Большинство перевозчиков, которые раньше никогда не страховались в рамках добровольных видов страхования только после 1 апреля стали интересоваться, какой полис им нужен. Во-первых, это связано с тем, что Минтранс в скором времени начнет проверять наличие полиса и налагать штрафы. Во-вторых, частные перевозчики опасаются сознательности граждан, которые благодаря сети интернет прекрасно знают обо всех нововведениях и могут рассказать «куда следует» о том, что перевозчик не разместил информацию о страховой компании в местах продажи билетов и у него, скорее всего, нет полиса. Инициатива идет только от тех компаний-перевозчиков, которые уже страхуют свой парк, в основном это крупные игроки.
Сергей Закройщиков, начальник управления корпоративного обслуживания - вице-президент «Ингосстраха»:
Старт продаж фактически начался после 14 марта, после получения Национальным союзом страховщиков ответственности статуса единого профессионального объединения по данному виду страхования.
Ежедневно заключается от десятков до сотен договоров страхования. Муниципальные предприятия проводят конкурсы по отбору страховщиков. Страховщики также ведут разъяснительную работу, в том числе используя площадки профессиональных транспортных организаций, таких как Российский автотранспортный союз и Ассоциация международных автоперевозчиков.
При реализации закона неминуемо возникают вопросы правоприменительной практики. На сегодня одним из наиболее острых является вопрос разработки документов по ОСГОП, необходимых для урегулирования убытков, в частности, по фиксации и документальному оформлению событий на транспорте, при которых пассажирам причиняется вред.
Татьяна Лаврова, заместитель директора по корпоративному страхованию по имущественному андеррайтингу ОАО «АльфаСтрахование»:
Несмотря на то, что возможность заключения договоров ОСГОП появилась только 14 марта, первые итоги уже можно подвести.
Наибольшую активность в страховании проявили, как и прогнозировалось, крупные столичные и региональные перевозчики, которые продемонстрировали собственную ответственность перед пассажирами и законом. Возможно, роль сыграла подготовительная работа самого страхового сообщества и транспортных департаментов муниципалитетов. Большинство операторов, работающих в масштабе городов и перевозящих более 3-4 млн пассажиров в год, уже заключили договоры или провели конкурсы на выбор страховых компаний.
Нельзя сказать, что небольшие перевозчики повсеместно избегают страхования, но, разумеется, процент застраховавшихся или определивших страховщиков, гораздо ниже - точный показатель не поддается никакой оценке по той причине, что сегодня перевозкой занимаются порядка 500 тыс. компаний по всей России.
В нашем портфеле уже присутствуют договора с перевозчиками, относящихся, как к крупнейшим, так и средним и небольшим.
На первом этапе, который строился в основном на работе в рамках тендеров и практически завершен, основным инструментом являлся соответствующий мониторинг. Далее работа сместится к проактивной - будут вестись переговоры с организациями, которые не проводят тендеров.
Каких-то значительных проблем пока не возникло. Можно выделить, например, недовольство туристических операторов системой расчета тарифов, которая обозначена законом. Они говорят о необходимости введения критерия «сезонности» при страховании, так как туристические перевозки практически не осуществляются в холодное время года. Но этот вопрос может быть решен уже до конца года. «Сезонность» может учитываться при расчете количества пассажиров после получения фактических данных за прошлый период, что приводит к перерасчету страховой премии - это, во-первых. Во-вторых, может учитываться в расчете тарифа на одного пассажира в рамках установленных минимальных и максимальных тарифов, при применении понижающих коэффициентов.