Эксперт-клуб
Татьяна Низамутдинова, замдиректора по партнерским и розничным продажам Пермского филиала ОАО «СОГАЗ»: «Жаль, что единая информационная система ОСАГО заработала только сейчас»
Будут ли повышать лимиты выплат и тарифов по ОСАГО законодатели определиться до сих пор не могут. О том, какие изменения все же могут ждать автомобилистов, о преимуществах новой информационной системы и том, как договор ОСАГО соотносится с Законом о защите прав потребителей, рассказала замдиректора по партнерским и розничным продажам Пермского филиала ОАО «СОГАЗ» Татьяна Низамутдинова.
– Сейчас много говорят о повышении тарифов и лимитов выплат по ОСАГО. Так все-таки ждать или нет этих изменений и в каких размерах они предполагаются?
– Внесенные правительством в Госдуму поправки в закон об ОСАГО предполагают увеличение лимита выплат по «имуществу» более чем втрое (со 120 до 400 тысяч рублей), а затем и аналогичное увеличение выплат по «жизни» (со 160 до 500 тысяч рублей). В случае увеличения лимитов повышение стоимости полиса автогражданки будет абсолютно необходимо для сохранения стабильной работы всего рынка ОСАГО. По расчетам, проведенным РСА с привлечением Независимого актуарного информационно-аналитического центра, рост базовых ставок должен составить не менее 50%. Вопрос, тем не менее, пока открыт, необходимо согласие со стороны Минфина и правительства. Удастся ли его получить, покажет ближайшее время.
– Как вы относитесь к реакции некоторых недовольных страховых компаний по снижению продаж страховых полисов ОСАГО? Это мера воздействия на государство?
– Грядущее повышение лимитов выплат без повышения базовых тарифов, а также ввод страховщиков под действие закона «О защите прав потребителей», ряд компаний снизили до минимального значения издержки по оформлению договоров ОСАГО, в том числе комиссионное вознаграждение посредникам. Как известно, в ряде регионов из-за сложившейся судебной практики, действий мошенников, недобросовестного поведения адвокатских контор, недостаточности тарифов по некоторым сегментам страхования ОСАГО является убыточным бизнесом. Вполне логично, что некоторые страховщики стали более сдержанно подходить к развитию этого бизнеса, по крайней мере минимизируют расходы на ведение дел.
– А как именно ОСАГО соотносится с законом «О защите прав потребителей»?
– Вопрос применения закона «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим по договорам ОСАГО, стал особенно актуальным после принятия в прошлом году Верховным судом РФ Постановления «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Договор ОСАГО представляет собой финансовую услугу, потребителем которой является страхователь, а не потерпевший. В связи с этим, на потерпевшего не могут распространяться нормы Закона о защите прав потребителей. Кроме того, действующим Законом об ОСАГО уже предусмотрены специальные штрафные санкции к страховщику за неисполнение своих обязательств в виде неустойки. То есть права потерпевшего законодательством уже финансово защищены и не требуют регулирования другими законами.
– По данным РСА каждую пятую выплату по ОСАГО получают незаконно (искажены факты и некорректно описаны обстоятельства произошедшего). Действительно ли уровень мошенничества столь высок? Какие схемы чаще всего используют мошенники?
– Не готова подтвердить приведенные данные РСА, но в ряде регионов проблема мошенничества действительно является довольно острой. Действуют мошеннические группировки, которые занимаются незаконным получением денег со страховщиков, используя полисы ОСАГО. Как показывает практика, чаще всего мошенники занимаются подменой транспортных средств, государственных регистрационных номеров, вступают в сговор с сотрудниками ГИБДД.
– С этого года заработала информационная система автостраховщиков, которая нацелена на эффективное использование коэффициента бонус-малус. В чем ее преимущества, и насколько реально может измениться стоимость страхового полиса?
– Единая информационная система – вынужденная мера. Жаль, что только сейчас – спустя почти 10 лет после создания продукта – она запущена в оборот. Уже на сегодняшний день в ней содержится более 90% данных, что позволяет страховщикам избежать необоснованного применения понижающего коэффициента бонус-малус для водителей, которые попадают в ДТП. По нашей оценке, это позволит уже в 2013 году увеличить сбор премий минимум на 10%.
– В Госдуму внесены поправки, согласно которым виновник аварии будет сам расплачиваться за ДТП, если на его автомобиле зимой были летние шины. Как вы относитесь к данной инициативе?
– К данной инициативе мы относимся неоднозначно. Реализация этой идеи вызывает много вопросов. Во-первых, готовы ли к этому в ГИБДД? Во-вторых, климат в нашей стране сильно меняется с юга на север, в связи с этим не понятно когда конкретно нужно менять резину. Да и сами понятия «зима» и «летние шины» законодательно нигде не закреплены. Также непонятна сама задумка: ездить по сухому асфальту в декабре, при плюсовой температуре, на шипованной зимней резине, существенно опаснее, чем на летней – это доказывают и профессиональные тесты.
К тому же нарушается смысл ОСАГО, который как раз в том, что платить потерпевшему должна страховая компания, у которой всегда есть средства на это. Снова возвращать ситуацию к тому, что потерпевшему платит сам виновник – это прямой путь к ухудшению правовой ситуации на дорогах. Есть опасения, что нововведения могут способствовать росту убыточности ОСАГО. При этом доказать, что именно летняя резина послужила причиной ДТП, а не какие-либо другие обстоятельства (плохая дорога или другие факторы), будет очень сложно.