Право на ошибку
Не так давно на страховом рынке появился новый продукт для директоров и должностных лиц малых и средних компаний - страхование ответственности руководителей. Возможно, это начало новой тенденции, ведь до сих пор страховщики, создавая подобные полисы, ориентировались, скорее, на крупный бизнес.
Путь к банкротству
На рынке финансовых услуг подобный вид страхования называют D&O (от английского Directors&Officers Liability Insurance - «страхование ответственности директоров и сотрудников»). Подобные полисы востребованы в странах с развитой экономикой, там крупные корпорации заключают договоры страхования ответственности для своих директоров и менеджеров. Такая популярность легко объяснима: ошибки руководства крайне негативно сказываются на развитии компаний, приводя их к снижению капитализации и даже к банкротству.
Традиционно во всем мире полис страхования D&O входит в бонусный пакет топ-менеджеров. По мнению экспертов, такой полис нередко определяет уровень конкурентоспособности компании при найме руководителей. Естественно, у фирмы больше шансов получить в штат высококвалифицированного директора, если она предложит ему достойный социальный пакет, включающий полис D&O.
В России такие полисы сегодня покупают лишь очень крупные предприятия, у которых есть иностранные акционеры и инвесторы. Малый и средний бизнес полисы D&O обычно игнорирует.
Чаще всего полисы D&O в России приобретают компании, работающие в сфере телекоммуникаций, банковском бизнесе, энергетическом секторе и нефтегазовой промышленности. Интерес большинства таких компаний связан с обращением их акций на бирже.
По разным оценкам, в течение года всего 200 - 250 российских компаний приобретают полисы D&O для своих топ-менеджеров. «В последние 2 - 3 года интерес со стороны российских компаний к этому виду страхования растет, это связано с восстановлением экономики после кризиса, повышением активности публичных компаний, выпуском акций и размещением ценных бумаг на международном фондовом рынке. В большинстве случаев полисы D&O покупают в Москве и Петербурге, т. к. именно здесь сосредоточены головные офисы крупных корпораций», - говорит Юлия Архангельская, начальник управления страхования ответственности ОАО «СОГАЗ».
Но теперь в такой страховой защите нуждаются и предприятия малого и среднего бизнеса. «Особенно это актуально для компаний, которые привлекают для управления независимых директоров, сотрудничают с иностранными контрагентами, осуществляют сделки по слиянию и поглощению или активно кредитуются, - отмечает Сергей Гинзбург, директор департамента страхования финансовых линий ОАО СК «Альянс». - Приобретая такой полис, клиенты получают покрытие расходов по искам третьих лиц и одновременно повышают имидж компании. Да и по сравнению с аналогичным полисом для крупных предприятий этот продукт стоит дешевле».
Стоит отметить, что компания может застраховать ответственность не только генерального директора, но и главного бухгалтера, финансового директора, а также руководителей отделов, филиалов, представительств и дочерних фирм.
Судный день
От чего же защищает полис D&O? Основная функция такого страхования - покрытие расходов по искам, если ошибочные или неверные действия руководителей нанесли финансовый ущерб третьим лицам, в частности, акционерам, инвесторам, клиентам и сотрудникам компании.
«Стандартный полис D&O предусматривает в первую очередь возмещение убытков, возникших из-за непреднамеренных ошибок топ-менеджеров. Прежде всего он покрывает расходы на юридическую защиту и урегулирование по искам и претензиям со стороны пострадавших лиц, - поясняет Андрей Макаренцев, руководитель управления финансовых рисков ОАО «АльфаСтрахование». - Страхованием возмещаются суммы, подлежащие выплате по решению суда или определенные в процессе внесудебного урегулирования, судебные издержки и гонорaры адвокатов, а также другие расходы на защиту».
Кстати, основанием для предъявления претензий к топ-менеджеру могут быть не только ошибки, но и растраты, неудачное изменение стратегии компании, нарушение законодательства, трудовых соглашений и т. д. По словам экспертов, такие претензии порой могут вылиться в судебные разбирательства с выплатой многомиллионных компенсаций.
Представители страховых компаний приводят случаи из практики. Например, некая финансовая корпорация подала в суд на своего топ-менеджера, который незаконно присвоил средства, предназначенные для выплаты премий сотрудникам. А акционеры одной из металлургических компаний подали иск к ее руководству за некорректную информацию по финансовой отчетности.
Бывают и другие основания для предъявления претензий к директорам. Среди них - неосторожные публичные заявления, неоправданное расходование корпоративных средств, ошибочная политика в отношении сделок слияний и поглощений, проведение закупок без тендеров, нарушение антимонопольного законодательства и т. д.
Подводные камни
Тарифы на страхование ответственности руководителей колеблются в среднем от 0,2 до 1,3% от страховой суммы, хотя в отдельных случаях полис может стоить и 10% от той суммы, которую страховщик готов выплатить за ошибки клиента. Цена каждого конкретного полиса зависит от того, какие активы имеет компания, насколько успешно продаются ее акции на бирже, а также от сферы ее деятельности - например, для финансовых институтов тарифы выше, чем для промышленных предприятий.
«Еще одним немаловажным фактором, влияющим на цену полиса, является история компании, то есть предыдущие претензии акционеров к менеджменту, иски, другие взаимоотношения руководителей с законом. Чаще всего покупатели полисов D&O - представители крупного бизнеса, которые всегда на виду, и это несколько упрощает задачу специалистов, занимающихся оценкой рисков», - добавляет Андрей Макаренцев.
Зависит стоимость страховки и от того, на какую сумму компания может позволить ошибаться своему руководителю. В России в основном покупают полисы со страховым лимитом от 10 млн до 50 млн долларов, хотя бывает и выше.
Несмотря на то что потребность в страховании ответственности перед третьими лицами есть у многих российских топ-менеджеров, приобретать такие полисы большинство из них не торопятся. На то есть несколько причин, и первая состоит в том, что расходы на страхование ответственности руководителей не вычитают из налогооблагаемой базы компании (как это бывает с некоторыми другими видами страхования).
Кроме того, далеко не все директора знают о существовании полиса D&O. «А если даже и знают, то не всегда понимают, от чего он защищает и как работает. Многие считают, что такие полисы будут очень дорогими, - комментирует Андрей Макаренцев. - К тому же из-за недостатка юридической грамотности некоторые директора не знают о потенциальных рисках, с которыми имеют дело. Инвесторы и сотрудники компаний тоже не умеют отстаивать свои права. Я думаю, спрос на данный вид страхования существенно увеличится, когда в России станет общепринятой практика судебного преследования руководителей».
Недостаточно проработан в российском законодательстве и механизм возмещения ущерба. Хотя в нем уже прописано, каким образом с руководителей должны взыскиваться убытки, до сих пор нет четких методик подсчета ущерба, нанесенного третьим лицам.
Большие ожидания
«По сравнению с другими видами страхования спрос на данную услугу растет довольно медленно. Толчком для развития может послужить усиление мер по привлечению к ответственности директоров, а также результаты вступления России в ВТО. Постепенно по мере внедрения в российскую практику западных подходов к ведению бизнеса ситуация меняется, но в ближайшее время массового спроса на этот вид страхования ждать не приходится», - говорит Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона ООО «Ренессанс страхование».
Однако представители страховых компаний отмечают, что в последние несколько лет в российском законодательстве появились изменения, касающиеся страхования ответственности руководителей. «Мы ожидаем, что в ближайшие год-два это выльется в конкретные законодательные акты, будут внесены изменения в федеральный закон «Об акционерных обществах», в федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», будет прописано, что директора должны страховать свою ответственность. Соответственно, мы получим совершенно новый сегмент рынка, охватывающий компании среднего размера, для которых будет актуален данный вид страхования», - прогнозирует Сергей Гинзбург.
Марья СОЛОМАТОВА