Насколько целесообразна, на ваш взгляд, корректировка тарифов на ОСОПО?
Николай Галушин, заместитель председателя правления СГ «СОГАЗ»:
Если руководствоваться практической логикой, то ответ на вопрос очевиден. Обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов появилось в 2012 году, то есть функционирует только один год. Рынок еще не сформировался, потому что происходят корректировки перечня объектов, подпадающих под действие закона (например, из него были исключены трансформаторы, упростился надзор за АЗС и лифтами) и только с 1 января 2013 года стали страховаться государственные владельцы ОПО. По итогам 2012 года объем выплат по ОС ОПО был сопоставим с уровнем выплат по вменному страхованию ОПО в рамках закона «О промышленной безопасности» (№116-ФЗ) за 2011 год. Однако покрытие по ОС ОПО стало шире, чем по закону №116-ФЗ: действие полиса теперь распространяется и на работников, к тому же покрываются расходы граждан вследствие ухудшения условий жизнедеятельности. Причем все это происходит на фоне общего старения производственного/промышленного фонда в стране. Никакого радикального снижения аварийности не наблюдается, если не сказать наоборот.
Так в чем же дело? А дело исключительно в двух вещах – инертность и неосведомленность. Граждане и работники далеко не с первого дня, месяца, а, возможно, и года существования ОС ОПО получают исчерпывающую информацию о том, какими правами они обладают и как этим правами в части предъявления претензий воспользоваться. Для сравнения, в стране уже 10 лет действует ОСАГО, но тем не менее разъяснительная работа по этому виду страхования продолжается каждый год. Убыточность по ОС ОПО, безусловно, вырастет. Необходимо 2-3 года (а в идеале 5-7 лет) для того, чтобы в этом сегменте рынка заработали все необходимые механизмы (предъявление претензий, защита интересов, получение возмещений и т.д.).
Опустить тарифы можно, поднять их потом практически нереально.
В отличие от всех других обязательных видов законом об ОС ОПО предусмотрен механизм возмещения ущерба третьим лицам в результате аварий на незастрахованных ОПО за счет средств компенсационного фонда. Такие выплаты уже имели место. Есть и неблагоприятная тенденция: невысокий уровень пролонгации договоров страхования ОС ОПО в тех сегментах, где упростился порядок надзора, контроля за владельцами ОПО.
Тарифы пересматривать не надо – надо скорректировать страховое покрытие, включив в него страхование экологических рисков, а также предусмотрев возможность страховых выплат родственникам (а не только наследникам, находящимся на иждивении) и увеличение страховых сумм по некоторым явно «недооцененным» ОПО, например, угольным шахтам.
ПРАЙМ