«СОГАЗ»: в доверии рождается успех
КАЗАЛОСЬ БЫ, никого не надо убеждать в том, что современное цивилизаванное общество априори невозможно без страховой отрасли, во всем мире страхование - не только инструмент долгосрочного планирования, поступательного развития экономики, гарант реализации инвестпроектов и нивелирования возможных рисков, но и та среда, которая формирует некие стандарты бизнеса, дает правильное представление о социальном пространстве и комфортности бытия в целом.
Один из крупнейших страховщиков России - группа компаний «СОГАЗ» - отмечает в этом году свой 20-летний юбилей.
Торжества проходят в рабочем порядке по разным регионам страны, в первую очередь это отчеты руководства, встречи с журналистами и общественностью. А значит, анализ сделанного и серьезный повод поговорить не только о достижениях, но и о роли страховой отрасли в целом, о том, как страховому сообществу отвечать на новые вызовы времени, какие законодательные инициативы назрели, почему так консервативен малый и средний бизнес, почему на обочине цивилизованного страхования рисков агробизнеса оказался отечественный сельхозтоваропроизводитель.
Слово - заместителю председателя правления АО «СОГАЗ» Дамиру Аксянову.
- Действительно, 20 лет - достаточно серьезный срок, на протяжении которого наша страховая компания демонстрирует не только стабильно высокие базовые показатели доходности, но и ни на йоту не отходит от нашей стратегической концепции: честная работа на рынке страховых услуг, высокое качество обслуживания клиентов на любом этапе сотрудничества, прозрачность собственного бизнеса, всемерное уважение интересов наших партнеров. «СОГАЗ» - одна из наиболее прибыльных компаний на отечественном рынке, во главу угла ставим такие приоритеты, как гарантированные стандарты обслуживания, полное возмещение страховых выплат, работа не только с корпоративными клиентами, но и самым широким кругом физических лиц, представителей малого и среднего бизнеса.
«СОГАЗ» входит в тройку лидеров отечественного рынка страховых услуг по сборам и выплатам, по итогам первого полугодия этого года лидирует по таким сегментам отрасли, как личное страхование, страхование имущества - без учета авто каско, страхование ответственности владельцев опасных объектов, обязательное медицинское страхование.
К сведению, компания «СОГАЗ» представлена во всех регионах России - свыше 70 филиалов, в ее структуре универсальные страховые компании в Германии и Сербии, а региональная сеть насчитывает более 600 точек обслуживания. Количество корпоративных клиентов - свыше 40 тысяч предприятий и организаций, фактически каждый десятый россиянин застраховал в компании те или иные риски. Среди наших корпоративных клиентов такие гиганты, как «Газпром», РАО «ЕЭС», «Росатом», ТНК-BP, мы активно сотрудничаем со Сбербанком РФ и еще порядка 200 банками, «РОСНАНО», РЖД, «Трансаэро» и другими ведущими российскими компаниями и корпорациями. Участвуем в газотранспортных проектах - «Северный», «Голубой» и «Южный потоки», в проектах Шанхайской организации сотрудничества, во многих проектах зимней Олимпиалы в Сочи, а летом этого года наша компания была генеральным спонсором студенческой спартакиады в Казани. Об активности на рынке страхования говорит и такой факт: за последений год количество тендеров, в которых мы принимали участие, возросло в десять раз.
- Дамир Анвярович, как при таком солидном портфеле партнерских соглашений удается выдержать баланс между корпоративным страхованием и сотрудничеством со средним и малым бизнесом? Не обделены ли вниманием рядовые россияне, которые, как показали трагические события в Крымске и на Дальнем Востоке, в массе своей совсем уже забыли, что сами ответственны за риски, в том числе и от таких глобальных стихийных бедствий? Живем на авось, а случись что - будем ждать помощи от бюджета, который, увы, не беспределен?
- Да, компания «СОГАЗ» не является чисто розничной компаний, но мы понимаем, что и эта сфера деятельности требует пристального внимания. Если нынешнее состояние страховой культуры в нашей стране сравнить с развитием страхового дела в Европе или Америке, конечно, счет не в нашу пользу. Там на каждого жителя приходятся десятки видов страховок, притом часть из них обусловлена целой системой льгот и гарантий, которые четко определены государством. Сейчас правительство России активно прорабатывает концепцию обязательного страхования жилья. И каждый из нас понимает надобность и важность этих решений. Но нужен грамотный и предельно честный подход - платежеспособность населения в разных регионах страны различна, надо исходить из реального положения дел. Но если вклад населения будет чисто символический, то и реальные выплаты тоже будут носить символический характер. И другое надо учесть. Жилой фонд у нас разный: частный, муниципальный, ведомственный. Подход, соответственно, тоже должен быть разным. Насколько готовы к этому те же муниципалитеты? Не получится ли так, что региональные бюджеты, если на них возложат эту фукнцию, просто не понятнут «воз» страхования?
- Да и людей можно понять, многие уже обожглись на недобросовестных страховщиках. Вспомнить только, сколько игроков рынка - мелких страховых компаний - бесследно исчезло из поля зрения и сколько обиженных клиентов оставлено на произвол судьбы...
- Увы, и это тоже факт. Казалось, при наших оборотах мы вполне могли бы ограничиться своей долей рынка в корпоративном страховании. Но сама жизнь заставила нас иначе взглянуть на розничный сегмент. По ряду компаний анализ выявил закономерность: люди, которые по тем или иным причинам меняли место работы, теряя при этом возможность корпоративного страхования, затем уже самостоятельно обращались в наши филиалы и просили пролонгировать договоры страхования в индивидуальном порядке.
И если раньше страховку оплачивал работодатель, то теперь они сами вкладываются. «СОГАЗ» является крупнейшим страховщиком в России по сегменту добровольного медицинского страхования.
Представьте только, наши клиенты в случае необходимости могут выбрать любое престижное медицинское учреждение, стационар, любой диагностический центр, где «по страховке» им будет оказан такой уровень медицинских услуг, который в принципе невозможен ни в районной поликлинике, ни в ином областном клиническом центре. Прекрасно понимаю состояние людей, кто воспользовался хоть раз такой услугой, все они говорят одно: согласен платить всю жизнь за страховку, лишь бы знать, что все это реально работает, и, случись что, знаю куда ехать.
- К хорошему привыкаешь быстро.
Но посмотрите, в стране так и продолжается некое противостояние между страховщиком и, например, сельхозтоваропроизводителем. Причем камешки летят именно в адрес страховых компаний. Почему обе заинтересованные стороны не могут найти общий язык?
В чем тут дело?
- Страхование рисков в агропромышленном секторе - одно из направлений нашей компании.
Но с оговоркой - мы работаем только в чистом правовом поле, когда хорошо известны правила игры, а стороны делом доказали серьезность намерений. В АПК в последние десять лет произошло такое количество непредвиденных катаклизмов, опасных природных явлений, каких не было зарегистрировано за последние сто лет. Прибавьте к этому отсутствие института агроэкспертизы, твердых стандартов в оценке потерь.
- Наверняка имеет место и недостоверность информации о причиненном ущербе, причем инициатива в преувеличении потерь исходит зачастую не от конкретных сельхозпроизводителей, а от руководителей профильных ведомств и даже целых регионов, которые «под шумок» надеются на щедрое бюджетное вспомоществование. Увы, и такие случаи не редкость...
- Примеров предостаточно. Например, страхование с господдержкой работает только при значительном уровне снижения урожайности, это конкретная цифра.
Но в отдельных регионах вообще не было случая, чтобы урожайность падала так низко. Вывод - страхование для этих регионов не работает вовсе. Кроме того, при любой ситуации возможно «натягивание» цифр в ту или иную сторону, а недобросовестные клиенты настроены на то, чтобы убыток попал под франшизу или превысил ее. То есть вся система страхования агрорисков непрозрачна, в нормативно-правовой базе размыты определения, например, нет точного толкования, что именно можно считать опасным природным явлением.
И мы считаем, что даже принятый закон поддержки агропроизводителей в части субсидирования расходов на страхование не создает условий прозрачности в этом сегменте. Именно поэтому мы практически сворачиваем такое направление работы, как страхование отрасли растениеводства и достаточно сдержанно развиваем направление по страхованию поголовья животных. По просьбе наших клиентов, которые активно страхуют у нас свое поголовье и получают субсидии под страхование, мы вошли в Национальный союз страховщиков. Могу уверенно сказать: страховщики активнее будут работать на данном рынке, если будут созданы адекватные условия. Субсидирование страховых выплат - вот что сейчас необходимо рынку.
- Остается только надеяться, что правительство вполне адекватно отнесется ко всему спектру проблем, которые давно назрели и в агросообществе, и в страховом секторе, что будут найдены оптимальные варианты сотрудничества и в этой непростой сфере рисков. Ведь всем понятно, если из этого блока страхования выйдут такие крупные компании, как «СОГАЗ», то могут остаться лишь те страховщики, что готовы работать на условиях демпинга, а в итоге пострадают все. А главное сельхозпроизводители потеряют окончательно и бесповоротно доверие к институту страхования в целом. В итоге пострадает не только отрасль сельскохозяйственного производства в целом, но и бюджеты всех уровней, которым в очередной раз придется брать на себя помощь регионам, пострадавшим в результате подтопления или засухи, лесных пожаров или градобоя.
- Несомненно, надо учитывать следующее: на рынке страхования представлено свыше 400 различных компаний, но основная нагрузка ложится на топ-десятку основных страховщиков, которые имеют доминирующую долю рынка - более 60 процентов. Так что нагрузка по обязательному страхованию жилья и агрострахованию при неразумном подходе может поставить под угрозу устойчивость всей страховой отрасли.
- Дамир Анвярович, компанию «СОГАЗ» хорошо знают спортсмены и болельщики нашей страны. Ваше участие в большом спорте - реальная поддержка или часть рекламной деятельности? И каковы планы на ближайшую перспективу?
- Спорт в нашей стране больше, чем спорт. Это престиж нашей страны на международном уровне, это активная жизненная позиция, образ жизни и мыслей, это здоровая молодежь. Наша компания - активный партнер самых разных спортивных состязаний по футболу и хоккею, мы были официальным партнером Универсиады молодежи в Казани. Участие в большом спорте - это не только реклама, мы поддерживаем наших спортсменов - только по страховкам от несчастных случаев выплатили свыше 280 млн. руб. Активно участвуем в страховании спортивных объектов зимней Олимпиады в Сочи. Кроме этого, финансово поддерживаем школы олимпийского резерва, детский спорт.
А что касается наших перспектив, продолжим реализацию нашей стратегической концепции, которая рассчитана до 2016 года и предполагает, наряду с корпоративным страхованием, наращивать наше участие в рыночном сегменте. Ожидаем прилива клиентов по самым востребованным направлениям: добровольное медицинское страхование, страхование жилья и имущества, личное страхование. И со своей стороны гарантируем высокий класс обслуживания, так как настроены на долгосрочное сотрудничество и серьезный взаимный интерес.
- Дамир Анвярович, от имени наших читателей разрешите в вашем лице поздравить компанию «СОГАЗ» с юбилеем и замечательными результатами работы на благо наших сограждан. Успехов и новых достижений!
Елена ГЛУШЕНКО
Сельская жизнь