Падение страховых сборов - еще не стагнация
Ключевыми рисками в сегменте корпоративного страхования являются падение спроса и связанная с этим тенденция к снижению тарифных ставок. Об этом говорится в Обзоре финансовой стабильности, подготовленном в июне Центральным банком РФ. Анализируя рынок корпоративного страхования, мы констатируем снижение темпов прироста взносов. Но само по себе падение взносов не всегда является свидетельством стагнации. По нашей оценке, рынок корпоративного страхования продолжает расти и развиваться. Мы видим появление новых клиентов и отмечаем рост количества договоров корпоративного страхования. Одновременно на фоне роста числа договоров наблюдается падение ставок страховых премий, что и отражается на общем объеме взносов. Причина снижения ставок - конкурентная борьба. Помимо серьезной ценовой и продуктовой конкуренции мы не наблюдаем признаков рецессии в части корпоративного имущественного страхования. Это, в частности, связано с тем, что в целом база имущественного страхования в России по-прежнему еще не велика и потенциал ее развития очень существенный. Тарифные ставки в корпоративном страховании снижаются в среднем на 10% в год. В этом нет ничего плохого, если снижение стоимости страхования происходит в результате безубыточного страхования или улучшения качества риска. Однако в большинстве случаев уменьшение стоимости страхования объясняется именно ценовой конкуренцией.
Снижение стоимости страхования, падение сборов при неизменном уровне ответственности по договору и общем тренде роста убыточности приводят к уменьшению рентабельности страховых операций. А это уже нехороший знак, поскольку маржинальность страховых операций влияет на финансовую стабильность отрасли. В то же время корпоративный сегмент был и пока еще остается прибыльным сегментом российского страхового рынка. Действительно непростая ситуация сейчас наблюдается в ОСАГО.
Но ситуация на рынке корпоративного страхования никоим образом не может быть сопоставлена с рынком ОСАГО. Здесь страховщик сам вправе принимать решение, в каких сегментах работать, а из каких уходить, нет единых обязательных для всех страховщиков тарифов, то есть у страховых компаний есть возможность маневрирования ценой договора в случае ухудшения рентабельности.
Если страховщик не в состоянии влиять на цену страхования, он может просто выйти из сегмента. Так, например, происходит со страхованием складских рисков - сейчас многие компании ужесточают свои андеррайтерские подходы к этому виду бизнеса, а некоторые полностью вышли из него.
В страховании юрлиц мы сами в состоянии оказывать влияние на рыночную ситуацию. И если сейчас цены падают, значит, пока еще прибыльность операций позволяет их снижать. А дальше, безусловно, надо будет оптимизировать бизнес-процессы в компаниях, чтобы добиться большей производительности труда, ограничивать стоимость каналов продаж, искать и оценивать альтернативные рынки по перестрахованию рисков.
НИКОЛАЙ ГАЛУШИН, первый заместитель председателя правления СОГАЗ
Деловой Петербург