Страхование оленей? Почему бы и нет?
В прошлых номерах газеты ми писали о начале сотрудничества Страховой Группы «СОГАЗ» с АК «АЛРОСА».
Наш сегодняшний собеседник – первый заместитель Председателя Правления АО «СОГАЗ» Николай Галушин. Он рассказал о качестве страхования бизнеса, животных (в том числе оленей) и посоветовал, чем руководствоваться при выборе страховой компании.
Николай Владимирович, во время недавней встречи руководства АК «АЛРОСА» и Страховой Группы «СОГАЗ» было объявлено о том, что в Якутии будет открыт еще один филиал СОГАЗа. С чем связано это решение?
- Региональная политика СОГАЗа строится на принципе «один субъект федерации – один филиал». На территории Якутии наша компания уже несколько лет представлена филиалом в Якутске. Кроме того работает офис в Нерюнгри. Однако после начала сотрудничества с АК «АЛРОСА» наша компания посчитала необходимым расширить свое присутствие в регионе. Поскольку ключевым для АЛРОСА является город Мирный, мы решили открыть в этом городе еще один филиал, который будет ориентирован исключительно на работу с АК «АЛРОСА» и сотрудников компании. Помимо этого в Якутии будут еще несколько точек присутствия СОГАЗа, ориентированных на обслуживание АК «АЛРОСА» и ее работников, в городах Удачный и Ленск. Исполняющий обязанности президента АК «АЛРОСА» Илья Рящин во время встречи попросил также рассмотреть вопрос открытия офиса СОГАЗа в Айхале, так как на сегодняшний день работники местного подразделения АК «АЛРОСА» обслуживаются в офисе, расположенном в Удачном. В целом же, СОГАЗ представлен сегодня в 77 российских регионах.
- Сергей Сергеевич Иванов (председатель Правления АО «СОГАЗ» - прим. авт.) пояснил, что в Мирном поменяется только вывеска филиала: с «СК АЛРОСА» на «СОГАЗ». Но я так думаю, что расширится и сфера деятельности.
- Принципиальным вопросом для нас является сопровождение действующих договоров, которые были заключены ранее между «СК АЛРОСА» и АК «АЛРОСА». Тот факт, что мы будем работать в Мирном, Удачном, Ленске подчеркивает наше стремление обеспечить преемственность, с точки зрения качественной защиты интересов АК «АЛРОСА» и ее работников. Рассматривается вопрос проведения страхового аудита с тем, чтобы оценить возможности расширения страховой защиты АК «АЛРОСА». Для нас также чрезвычайно важно обеспечить преемственность в сфере медицинского страхования с учетом того, что многие обследования заболеваний проводятся не на территории Якутии, а в других субъектах российской федерации (Краснодарский край, Новосибирск, Томск, Иркутск). Здесь мы гарантировано можем улучшить программу страхования работников АК «АЛРОСА», потому что мы обладаем большим опытом работы и высоким уровнем экспертизы в медицинском страховании с учетом отраслевой специфики наших клиентов.
- Да, думаю, это абсолютно правильно, потому что помимо Мирного у нас есть 8 алмазных провинций, среди них Вилюйский, Верхневилюйский, Сунтарский, Нюрбинский районы.
- Мы были в Мирном, и не будет большим преувеличением сказать, что любой житель города прямо или косвенно связан с АК «АЛРОСА». Поэтому предлагать разный уровень сервиса для работников «АЛРОСА» и для всех остальных было бы неправильно. Наша основная задача сделать так, чтобы компания была адекватно представлена в регионе и оказывала страховые услуги высокого уровня всем проживающим там гражданам.
- Программа по ДМС (добровольному медицинскому страхованию) в период кризиса явилась бы помощью, поддержкой не только работникам «АЛРОСЫ». Другие предприятия тоже могли бы заинтересоваться Вашими услугами.
- Думаю, это не совсем так. По нашим наблюдениям, кризисные явления приводят к тому, что многие компании наоборот сокращают социальные пакеты. К сожалению, в нашей стране страхование остается той статьей расходов, от которой бизнес в период кризиса может отказаться. Когда происходит ухудшение финансового положения предприятий, они сокращают в том числе расходы на медицинское страхование работников. Безусловно, все будут получать от нас предложения по ДМС, но я не уверен, что все смогут им воспользуются.
- В Вашей биографии в период с 1998-1999 г. Вы работали в Китае. Заявленные СОГАЗом планы сотрудничества с китайским рейтинговым агентства Dagong – это было сделано с Вашей подачи?
- Нет. На самом деле, это последовательность шагов по сближению позиций с китайским бизнесом, которые предпринимает наша страна в целом, и СОГАЗ как одна из ведущих компаний в области страхования.
- Почему выбор пал на эту компанию?
- Это авторитетное китайское рейтинговое агентство. Для выстраивания в перспективе долгосрочных отношений с китайским бизнесом, мы считаем необходимым получить рейтинг, который был бы более знаком китайским страховым компаниям.
- Это, наверное, связано с проектом «Сила Сибири»?
- Это связано со многими вопросами, в том числе вопросами санкций, с тем, что мы хотели бы видеть в Китае и странах Юго-Восточной Азии альтернативные рынки для перестрахования собственных рисков. Также это связано с огромным и длительным проектом «Сила Сибири», с возможностью формирования общего перестраховочного пространства в странах БРИКС.
- Нам, все-таки, ближе страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай, Южная Корея, сейчас у Северной Кореи активизировались отношения с Россией.
- Правильнее было бы говорить о необходимости диверсификации рисков, распределяемых между европейскими, китайскими, индийскими, вьетнамскими компаниями, что будет создавать большую уверенность в том, что осложнения в международной обстановке не приведут к каким-либо проблемам в бизнесе. Когда мы свой портфель рисков распределяем между большим количеством стран, мы создаем условия, при которых мы сами чувствуем себя в безопасности, и наши клиенты, риски которых мы перестраховываем, будут находиться под более надежной защитой.
- В июне 2014 года в Красноярском крае произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Какие страховые случаи Вы хотели бы привести пример, в которых ваша компания показала себя как ответственный страховщик?
- В случае с Ачинским НПЗ было бы правильно говорить о нашей ответственности только тогда, когда мы полностью выполним обязательства по урегулированию убытка. Тем не менее, в настоящее время произведены выплаты на общую сумму 1 млрд рублей. Резерв убытка сформирован на сумму значительно более высокую. На сегодняшний день это самый большой страховой убыток в истории российского страхования. Урегулирование убытка по этому событию продолжается.
В целом, за прошлый год СОГАЗ выплатил страховые возмещения своим клиентам на общую сумму более 45 млрд рублей. И это как раз показатель того, как мы ведем себя на рынке по отношению к нашим клиентам. Мы считаем, что весь страховой бизнес существует для того, чтобы урегулировать убытки, и надо ориентироваться не на размер собираемых взносов, а на объем произведенных выплат. Страхование не предполагает, что страховые компании в течение одного года должны выплатить столько же, сколько они получили в виде страховых премий. Мы формируем резервы на случай катастрофических ситуаций, и в тот момент, когда подобные ситуации наступают, наши выплаты могут превысить размер собираемой премии. С точки зрения любой крупной техногенной катастрофы, размер премии по договору страхования всегда будет меньше, чем объем убытков по этим договорам. Приведу аналогию. Вы имеете машину стоимостью 100 рублей, за ее страхование Вы платите 5 рублей в год. Ставка страхового тарифа составляет 5%. Если машину угонят или она будет полностью разбита, то, заплатив 5 рублей за страхование, Вы получаете выплату в размере 100 рублей, несмотря на то, что ваш платеж по договору страхования составлял только 5 рублей. Мы несем ответственность перед клиентом не на сумму страхового взноса, а на сумму обязательств по договору страхования. Если Вы ездите безаварийно, то можете из года в год платить эти 5 рублей, будете получать скидку за безубыточное страхование, но если вдруг с Вашей машиной случится беда, Вы получите ту сумму, которая необходима для ремонта или замены машины.
Как помочь хозяйству?
- В Якутии около 30 районов - сельскохозяйственные. Какие у вас есть страховые услуги для сельхозпроизводителей?
– С точки зрения сельскохозяйственного страхования, самым востребованным на рынке является страхование урожая, но для себя мы приняли решение, что этим видом страхования заниматься не будем. Причина в том, что на сегодняшний момент не существует какого-либо стандарта или технологии непредвзятой и объективной оценки сельскохозяйственных рисков, чтобы при наступлении убытка между страховой компанией и страхователем не возникало споров и судебных разбирательств. В этих условиях мы не можем достоверно оценить риск, потому что не прописаны требования к соблюдению агротехнологий, внесению удобрений, невозможно дистанционно оценить реальную урожайность. Не имея возможности контролировать риск в режиме реального времени, мы приняли для себя решение отказаться от страхования урожаев. Но мы занимаемся страхованием сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота, поголовья птиц и свиней.
- Оленей страховать не хотите?
- Хотим. И я знаю, что была такая инициатива год назад. На севере Тюменской области несколько лет назад из-за обледенения олени не могли добраться до ягеля, был сильный падеж оленей. В принципе, олени являются сельскохозяйственными животными, их поголовье контролируется, поэтому точно также как и коровы, свиньи, под поголовье оленей банки кредитуют сельхозтоваропроизводителей.
-У нас в Якутии табуны лошадей пасутся на вольном выпасе. Зимой они находятся на самообеспечении. И мы Вас приглашаем в -50 градусов, в декабре месяце мы можем Вам показать таких лошадей! По большей части у нас якутская порода лошадей. Обратите внимание.
- Хорошо!
Надежное страхование
- 2015 год в Якутии - это Год предпринимательства. Как у Вас обстоят дела со страхованием субъектов малого и среднего бизнеса?
- Нормально. Мы не выделяем какие-то особые продукты для субъектов малого предпринимательства. Потому что вне зависимости от размера бизнеса последствия любого страхового случая могут быть весьма печальными. По статистике министерства по чрезвычайным ситуациям, после каких-либо происшествий предприятия малого и среднего бизнеса не восстанавливаются, бизнесменам приходится начинать дело с нуля или не начинать вовсе. Поэтому мы считаем, что вне зависимости от размеров бизнеса предприниматель должен осознанно принимать решения о страховании. Страхование никогда не являлось слишком дорогим обременением для любого бизнеса – тарифы по страхованию имущества составляют сегодня сотые доли процента. Самостоятельно выбрать надежную страховую компанию, имеющую хорошую репутацию на рынке, несложно, учитывая большой объем информации в СМИ и Интернете. Перед заключением договора страхования, рекомендую внимательно его изучить. Все ли, под чем Вы подписываетесь, отвечает Вашим интересам? Если Вы чувствуете какой-то подвох или страховщик не может дать Вам квалифицированные ответы на Ваши вопросы, то моя рекомендация такова: выберите другую компанию.
- В рамках Года предпринимательства в Якутии запланировано много мероприятий, но я нигде не видела, так сказать, ликбез по страхованию предпринимателей. Ваш филиал в Якутске мог бы организовать его.
- Нашей основной задачей, помимо страхования, является популяризация страхования. Я думаю, что это неправильный подход: «мы мало знаем о страховании, вот и не страхуемся». Это все равно, что мы мало знаем о кредитовании, поэтому не кредитуемся. Самое главное - чтобы не было страха задать вопрос или сказать «нет», если Вы что-то не понимаете. Если Вам навязывают какую-нибудь услугу, которая Вам не нравится, смело отказывайтесь.
«Нельзя забывать о войне»
- В этом году состоится празднование 70-летия победы. Мы с коллегами из Мирного запустили проект «Моя линия фронта». Скажите о Вашей линии фронта, как отразилась война на Вашей семье?
- Мой дедушка был строителем военных аэродромов. Он был не на передовой, но находился в непосредственной близости от линии фронта, потому что надо было на только что освобожденных территориях быстро развернуть военные аэродромы для продвижения советской боевой авиации. Нам повезло, дедушка вернулся с фронта живым, и, к сожалению, он мало рассказывал о войне. Это было нечто чудовищное, поэтому те, кто прошли ее, хотели бы ее забыть. Но нам, их потомкам, забывать о той войне нельзя ни в коем случае.
Мария Христофорова, Москва-Якутск.
Газета "Ваше право"