Страхование лизинга в период кризиса
В России тысячи компаний, как крупных, так и небольших, пользуются лизингом. После кризиса 2008-2009 гг. на этом рынке ежегодно наблюдался почти двукратный рост объемов операций. Рос и рынок страхования лизинга: для любой лизинговой компании огромное значение имеет обеспечение гарантий возврата имущества, и страхование, как раз, является инструментом, который позволяет управлять этими рисками. Как повлиял экономический спад на страхование лизинговых операций? Каких ошибок следует избегать? Как изменились тарифы на страхование, и можно ли сегодня сэкономить на страховании без последствий для своего бизнеса? На эти и другие вопросы отвечает управляющий директор ОАО «СОГАЗ» по работе с банками и лизинговыми компаниями Антон Барышек.
- Сокращаются ли объемы лизинговых операций в связи с кризом или, напротив, предприятиям становится выгодно брать технику и оборудование в лизинг, а не покупать, в т.ч. в кредит?
- Сложно себе представить ситуацию, при которой объемы лизинговых операций будут наращиваться в период общего замедления экономического роста. Рынок лизинга – это сегмент финансового сектора, который на данный момент испытывается на прочность.
Вместе с тем, по сравнению с другими видами финансирования, условия лизинговых проектов имеют свои определенные преимущества, которые могут быть использованы для реализации планов предприятия даже в текущей ситуации.
К сдерживающим развитие рынка факторам я бы отнес, прежде всего, отсутствие недорогих длинных кредитов, ухудшение кредитного качества клиентов и ослабление их платежной дисциплины.
– Как отразилась на сегменте страхования лизинговых операций нынешняя экономическая ситуация? Какие прогнозы на 2015 год?
- В настоящее время мы уже наблюдаем резкое снижение объемов нового лизингового бизнеса, что, соответственно, негативно скажется и на рынке страхования.
По нашей оценке, рост объемов рынка страхования лизинговых операций в 2014 году несколько замедлился. Мы оцениваем данный показатель на уровне 5-7%. Что же касается общего объема рынка, то, к сожалению, точных данных нет, а экспертные оценки сильно разнятся: от 8 до 15 млрд рублей.
В 2015 г. мы ожидаем, что рынок страхования лизинговых операций может сократиться минимум на 20%, а при негативном развитии событий – и больше. Данные показатели будут обусловлены существенным снижением объемов нового бизнеса, отказом от пролонгации заключенных в прошлые периоды договоров лизинга и досрочным расторжением действующих.
- Изменились ли за последнее время приоритеты лизингодателей и лизингополучателей с точки зрения объектов страхования и страхуемых рисков?
– По своему характеру структура рисков, подлежащих страхованию, не претерпела серьезных изменений. Прежде всего, это имущественные риски, а их страхование может осуществляться как лизингодателем, так и лизингополучателем, в зависимости от того, на кого возложена данная обязанность по условиям договора лизинга. С точки зрения объектов страхования, распределение нового бизнеса идет в полном соответствии со структурой рынка лизинга: 30-35% – это транспорт (грузовой и легковой), до 25% – железнодорожная техника, около 10% – авиатранспорт, 10% – специальная и строительная техника.
- Наблюдаются ли изменения с точки зрения требований лизинговых компаний к отбору клиентов? Как это сказывается на убыточности лизингового портфеля?
- По данным «Эксперт РА», за первые три квартала прошлого года увеличилась средняя доля просроченной задолженности по лизинговым операциям, что наглядно говорит о снижении платежеспособности клиентов. Предположу, что в начале 2014 г. многие лизинговые компании для поддержания объемов нового бизнеса целенаправленно снижали требования к «качеству» клиентов и обеспечению сделок, однако, в текущей ситуации мы должны наблюдать обратные процессы.
По итогам 2014 года и первых месяцев текущего года, мы, к сожалению, наблюдаем увеличение убыточности лизингового портфеля, а именно той его части, которая связана с «моторным» страхованием (автокаско и ОСАГО). Необходимо отметить, что ухудшение «качества» клиентов оказывает определенное давление на убыточность, но это воздействие минимально. На наш взгляд, наибольший вклад в рост убыточности оказывают общеэкономические составляющие – такие, как повышение стоимости запасных частей в связи с изменением курсов валют, что значительно увеличивает размер убытка.
- Сокращают ли компании бюджеты на страхование? В каких отраслях эта тенденция наиболее заметна, в каких – напротив?
– В условиях экономического кризиса сокращение бюджетов на страхование наблюдается достаточно часто и является одним из элементов сокращения издержек предприятий в целом. Это характерно для всех отраслей.
- Как изменилась рентабельность лизингового страхования за последний год? Как исходя из этого страховщики корректируют свои тарифы?
– К сожалению, в течение всего 2014 г. мы наблюдали тенденцию по снижению рентабельности всего страхового рынка, а не только лизингового.
Обусловлено это тем, что существенный объем лизингового бизнеса приходится на «моторные» виды страхования, а именно в данных сегментах страхование испытывает наибольшее снижение показателей рентабельности.
В настоящее время страховщики вынуждены проводить актуализацию тарифов по автокаско на постоянной основе для учета тенденций по изменению стоимости ремонта, и с учетом текущей экономической ситуации на рынке наблюдается рост тарифов по данному виду страхования.
При этом в части имущественного страхования, текущая рентабельность которого пока еще достаточно высокая, мы наблюдаем усиление конкуренции и, как следствие, снижение тарифов. За последние два года тарифы по этому направлению снизились примерно на 10% – 30% в зависимости от конкретных видов страхования.
– Какие ошибки при страховании лизинговых операций наиболее распространены?
- Формальный подход к страхованию лизингового имущества практически перестал использоваться в 2008 г. – 2009 г., когда многие лизингодатели, требовавшие договор страхования «для галочки», столкнулись с проблемами при взыскании с проблемных клиентов лизингового имущества и необходимостью его дальнейшего восстановления до приемлемого состояния для дальнейшей реализации.
Однако среди клиентов лизинговых компании формальный подход еще встречается. К типичным ошибкам можно отнести следующие. Во-первых, выбор страховой компании только по параметру «цена», без учета реального наполнения страхового покрытия и параметров финансовой устойчивости страховщика. Второе – несоответствие покрываемых рисков специфике использования и эксплуатации лизингового имущества. Например, когда из договора страхования спецтехники, допущенной к передвижению по дорогам общего пользования, в целях экономии исключается риск ДТП.
Наконец, нередко клиенты приступают к внимательному изучению условий договора не на стадии его подготовки, а только после наступления страхового случая, что чревато неожиданными открытиями, не всегда приятными. Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что подобные упущения характерны не только для участников лизинговых сделок.
- Какие факторы, в том числе, возможно, законодательные, наиболее серьезно препятствуют развитию лизингового страхования в России?
– Фактически рынок страхования лизинговых операций полностью повторяет поведение рынка самого лизинга. Если на рынке лизинга продолжится спад, то рынок страхования также будет испытывать сложности. Поэтому основным фактором, который сегодня препятствует развитию лизингового страхования, является сложная экономическая ситуация в стране.
- Какие профессиональные советы по оптимизации расходов на страхование Вы можете дать участникам лизинговых сделок?
– В текущей ситуации любая ошибка в обеспечении страховой защиты (не только числа упомянутых выше), может привести к возникновению у лизингополучателя существенных сложностей в обслуживании договора лизинга, а в случае крупных страховых событий – и у лизингодателя. Поэтому я бы рекомендовал пользоваться услугами только надежных страховых компаний с устойчивым финансовым положением, имеющих необходимый опыт страхования лизинговых операций и хорошо представляющих себе специфику этого бизнеса. Если же единственным критерием выбора страховщика является стоимость страхования, то вряд ли такая тактика в перспективе себя оправдает. Как говорится, скупой платит дважды.
В то же время, есть вполне обоснованные механизмы, позволяющие оптимизировать расходы на страхование без существенного ущерба для качества страховой защиты. Так, в последнее время все большую популярность приобретают страховые продукты каско с франшизой, при которой часть риска остается на удержании страхователя. Такие продукты, как правило, существенно дешевле обычных, а размер франшизы в большинстве случае не является критичным для страхователя.
Аналитический банковский журнал