Еще не видно дна кризиса
Российский страховой рынок, как и вся экономика, оказался в непростой ситуации. Какие тенденции обрисовались в отрасли и какие задачи приходится решать в условиях кризиса, этапа реформирования ОСАГО и процесса построения системы саморегулирования на страховом рынке, рассказал в интервью порталу korins.ru первый зампред правления «СОГАЗа» Николай Галушин.
- Банковские аналитики говорят, что дно экономического кризиса еще не достигнуто. А как себя сейчас чувствуют страховщики, ощутили ли они уже на себе это дно, если еще нет, то когда стоит его ждать, как это проявится?
- Страховая отрасль в России стоит в конце «пищевой цепочки» - сократились объемы кредитования бизнеса - нет страхования залогов, практически не стало потребительских кредитов - нет страхования НС заемщиков, что в целом очень сильно отразилось на рынке страхования жизни в стране, не покупаются машины - нет страхования каско, снизились объемы ипотечных сделок - нет новых ипотечных договоров страхования, идут пролонгации.
Кроме того, у нас считается, что в кризис можно и нужно экономить на страховании, хотя, очевидно, что на фоне сокращения объемов инвестиций в техническое перевооружение предприятий, в рискозащищенность производства, что происходит в период кризиса, возрастет риск техногенных аварий, и это, наоборот, должно говорить о необходимости увеличения инвестиций в страхование активов и бизнеса.
Наш бизнес обладает некой инертностью, поэтому на страховом рынке кризис отражается тоже с некоторой задержкой, но и выход из кризиса может наступить позже. А сами последствия кризиса будут очень болезненны – еще большее сокращение рентабельности, увольнение персонала, рост убыточности, рост мошенничества, неудовлетворенность акционеров, исход игроков с рынка.
Инертность же обусловлена тем, что с момента начала кризиса еще идут ранее законтрактованные объемы – начатые ранее строительные проекты, заранее оплаченные турпоездки, предоплаченные новые машины, закупленное и монтируемое оборудование и так далее.
- Простраиваете ли Вы различные сценарии на случай дальнейшей девальвации рубля, исходя из каких экономических прогнозов действуете?
- Девальвация в значительной степени касается операций по перестрахованию российских рисков, размещаемых на международных рынках. Проблемы две - недооценка по стоимости объектов, которые страховались в рублях, из-за снижения курса национальной валюты. Рублевой массы может быть недостаточно для возмещения ущерба. Вторая проблема связана с тем, что из-за того, что все расчеты по договорам осуществляются в валюте, увеличилась общая нагрузка на портфель рисков, страхуемых в рублях. Стоимость перестрахования, получается, возросла.
Мы сделали стресс-тестирование в конце прошлого года в компании. Самым существенным для нас риском мы рассматриваем значительное снижение объема рынка страхования в стране, что приведет к пересмотру планов развития компании, в том числе инвестиций в персонал и расширение регионального присутствия компании.
- На чем сейчас экономят клиенты?
- Клиенты и раньше, и теперь - всегда экономили на страховании. Вернее, покупали то, что представляли себе в качестве необходимого уровня защиты, или было сформировано в виде требований кредиторов, в рамках требований международных договоров или предложено со стороны страховых консультантов.
- Как компании восполняют потери от кризиса и что еще грозит рынку?
- Будет неправильно, если на этот вопрос я буду отвечать не от имени «СОГАЗа», а от имени всего рынка. Мы, прежде всего, ужесточили требование к расходам компании, ввели дополнительные ограничения на целые сегменты страхования, в которых будем присутствовать еще более аккуратно, чем делали ранее. Но наша задача – это развитие, это движение вперед! Мы продолжаем усиливать команду профессионалов «СОГАЗа» как в Москве, так и в филиалах, мы чутко реагируем на вызовы и возможности. Мы в условиях кризиса хотим значительно усилить роль «СОГАЗа» на страховом рынке страны за счет поступательного и органического роста, за счет качества урегулирования убытков, за счет того, что мы ни в одном регионе не закрывали или не переносили свои офисы, за счет разнообразия продуктов и комплексной работы с партнерами.
- А что происходит с теми сегментами рынка, которые потеряны «неорганическим» путем? Например, следует ли считать невосполнимой потерю рынка страхования госстроек? Есть ли шансы отменить приказ Минстроя и что для этого потребуется?
- К сожалению, в этой ситуации вместе с водой выплеснули и ребенка. Исключение расходов из смет по факту трансформировался в отказ от страхования, как единственного способа защиты государственных строек. Банковская гарантия не является способом защиты интересов государственных заказчиков от форс-мажоров, которые могут произойти на строительной площадке при полной состоятельности подрядчика и его усилиях по осуществлению стройки.
Сейчас от имени Всероссийского союза страховщиков (ВСС) ведется работа по предоставлению обоснованных тарифов по страхованию СМР на основе российской и мировой практики. Эти данные будут представлены в Минстрой для обоснования экономической позиции по целесообразности возврата к ранее действующей системе – включение расходов на страхование в сводные расчеты строек, но теперь на основе актуарно рассчитанных тарифов.
Очень надеемся на то, что позиция рынка будет услышана. И очень не хочется, чтобы пересмотр отношения к страхованию произошел на фоне какой-то крупной аварии в ходе строительства стратегически важного объекта.
- Кстати об авариях. Как Вы считаете, произойдет ли схлопывание рынка ОПО после снижения тарифов? Какими будут его параметры после снижения? Можно ли проект назвать провальным: на старте запуска премии оценивались в 30 млрд руб, но потом что-то пошло не так. Что именно не сложилось и какие уроки можно извлечь из этой истории?
- В это трудно поверить стороннему наблюдателю, но страховщики уверены, что в настоящее время много владельцев ОПО скрывают свои аварии, которые не приводят к серьезным последствиям. Можно предположить, что просто не хотят привлекать внимание Ростехнадзора. Других объяснений нет. Сейчас уровень выплат по страхованию ОС ОПО (225-фз) меньше, чем было в рамках Закона о промышленной безопасности (116-фз), на основании требований которого страховались раньше ОПО до принятия обязательного закона, при этом страховые суммы в рамках 116-фз были в сотни и тысячи раз меньше. Серьезные аварии скрыть не получается, именно они и заявляются в страховые компании.
Сегодня рынок по объему премии равен одному событию на крупном Гидротехническом сооружении (ГТС). В следующем году - половине лимита по крупной ГТС. Пока убыточность на рынке столь искусственно низка, как сейчас, страховщики будут по-прежнему проявлять интерес к сегменту, но несколько крупных событий радикально поменяют настроения. В любом случае, то, что происходит на рынке ОС ОПО, схоже с тем, что происходит на рынке ОСАГО и диктует целесообразность постепенного перехода на свободное ценообразование, то есть отказ от тарифного регулирования. Тогда сам рынок расставит справедливую цену каждому конкретному ОПО.
- В ОСАГО тарифы были повышены, а могли бы Вы сделать прогноз по развитию всего рынка на конец года, стоит ли ждать роста сбора премий и какая доля в этом росте будет отражать реальное развитие рынка, а какая лишь станет итогом повышения тарифов обязательной автогражданки?
- Рынок вырастет. Много факторов будут в пользу этого – пересмотр тарифов по ОСАГО, рост тарифов по каско, валютные договоры страхования, по которым просто вырастет рублевая масса премии, развитие инвестиционного страхования жизни, медицинская инфляция и т.д. Но в целом, могу предположить, что рост не превысит ожидаемого размера инфляции, что фактически будет означать сокращение размеров рынка.
- В этой ситуации стоит ли опасаться ухода с рынка крупных игроков. Ряд компаний показывают высокую убыточность, каковы шансы в таких ситуациях поправить положение?
- Сделаю смелое предположение – нет, крупные игроки не покинут рынок в ближайшее время.
- А точки роста имеются?
- Увы, - ОСАГО. Будет расти и страхование жизни, по-прежнему очень высокими темпами, но это все еще проблема низкой базы. В других сегментах предвижу спад.
- На что рассчитывают страховщики в плане возможностей для развития бизнеса?
Какие надежды возлагают на страхование жилья? Какая модель видится рабочей и с какими предложениями готовы выйти к ЦБ и правительству?
- По первым оценкам рынок страхования жилья в первые годы даст дополнительные объемы около 10-20 млрд. руб. Что составляет 1-2% от размера общего рынка страхования. Это большое движение вперед, но это не прорыв. Рабочая группа ВСС по этому закону проводит консультации с ЦБ. Основная задача – сформировать продукт, который будет предельно прост, понятен, удобен и доступен гражданину для того, чтобы в максимальной степени увеличить уровень охвата, вовлеченности граждан. Это в свою очередь позволит снизить нагрузку на бюджет в случае природных катастроф, потому что гражданам не придется обращаться за помощью к государству – они получат возмещение от страховщиков.
- Время от времени возникают идеи введения различных видов страхования: для спортсменов, для экологии, для опасных грузов, для массовых мероприятий, для собак. Есть ли среди них жизнеспособные и чего бы сами страховщики хотели видеть в числе обязательных или вмененных видов?
- Да они все жизнеспособные, но для большинства из них не нужны никакие законодательные инициативы. Если будет несколько громких судебных процессов по факту нанесения домашними животными травм третьим лицам, последуют принудительные изъятия питомцев, а сами граждане - владельцы будут обязаны выплачивать очень большую компенсацию, то это придаст стимул для страхования ответственности физических лиц перед третьими лицами, в том числе и по случаям нанесения их питомцами вреда третьим лицам. Появятся и страховщики, которые будут заинтересованы в продажах в этом сегменте.
С экологией несколько другое дело. Последствия крупной экологической катастрофы (даже не прибегая к примеру аварии с платформой в Мексиканском заливе) в отсутствии договора страхования могут привести к банкротству нефтяной компании и необходимости устранения последствий такой катастрофы за счет средств бюджета. Чтобы снять эту проблему страховщики и Минприроды обсуждают конструкцию вмененной формы экологического страхования, то есть без тарифного регулирования, но с обязанностью для недропользователей такое страхование покупать.
К теме о массовых мероприятиях, местах массового скопления людей интерес возвращается на время и только после очередного пожара с гибелью людей. Движения никакого нет.
К сожалению, я не верю в скорое движение по какой-либо из указанных тем.
- А как дела обстоят на международных рынках?
- С ними все в порядке. Проблема касается только санкционных клиентов и отраслей (например, российского ВПК).
- Как происходит продвижение «СОГАЗа» в сторону Китая, в какой стадии создание представительства и получение рейтинга. Какие еще рынки рассматриваете для себя в качестве партнерских, как развивается сотрудничество с Бразилией, есть ли планы по расширению подобного партнерства на другие страны?
- Мы должны до конца года открыть представительство в КНР. Пока усилия сконцентрированы на этом направлении. Мы рассматриваем для себя площадку стран БРИКС в качестве той, которая представляет интерес для международного продвижения «СОГАЗа».
- Насколько существенно ситуация с санкциями сказалась на рынке перестрахования?
- В целом ни у нас, ни у российских страховщиков нет ограничений по какому бы то ни было перестрахованию рисков за рубежом. Также и по получению возмещения с международных перестраховщиков по убыткам. Блокированными являются юридические лица, попавшие поименно в санкционные списки, а также несколько отраслей, в отношении которых действуют европейские ограничения. Решением для этих клиентов и отраслей является лимитированное страхование, использование внутреннего перестрахования, поиск и размещение рисков на альтернативных рынках.
- А государственный перестраховщик? Известно ли Вам по какой модели он может функционировать? Обсуждается ли возможность передачи в ГПК средств перестраховочного пула НССО? Как Вы относитесь к этой идее?
Ранее обсуждалась возможность создания многоуровневой перестраховочной структуры с участием стран Брикс и ЕАЭС, есть ли у темы потенциал развития? Насколько в случае успеха проекта это позволит расширить емкость?
- У меня нет ответа на этот вопрос. Обсуждения по ГПК с рынком не ведутся. Если эта компания будет подспорьем для размещения рисков российских страховщиков, которые по каким-то причинам не могут быть размещены на международных рынках, это будет хорошо. Но, если в части санкционных клиентов можно ориентироваться на сравнительно невысокую частотность убытков на основе сопоставления практики, например, имущественного и грузового страхования по другим схожим по сферам деятельности клиентам и, соответственно, ориентироваться на ценовые ориентиры рынка, то в отношении отдельных групп рисков (страхование урожаев сельскохозяйственных культур, страхование ответственности застройщиков перед дольщиками) этой компании потребуется серьезная андерайтерская экспертиза, чтобы не принимать риски ненадлежащего качества.
- Это дела будущие, а как с предварительными итогами полугодия?
- Мы выросли существеннее, чем прогнозировали. И это не влияние одного контракта, несмотря на то, что в первом полугодии 2015 года мы начали страховать военнослужащих Министерства обороны по обязательному личному страхованию. Рост произошел по всем видам страхования, практически по всем регионам.
Мы сдержаны в оценках второго полугодия, считаем, что в первом квартале не все тревожные ожидания от кризиса раскрылись из-за инертности нашего бизнеса.
- Есть ли оценочные данные итогов полугодия по компании и по рынку? Какие можно выделить тенденции?
- У нас продолжился рост ОСАГО, что не может нас не тревожить. По итогам первого квартала мы стали шестым игроком по сборам по ОСАГО против 17 места по итогам 2012 года. У нас наблюдается рост по личным видам страхования, увеличиваются сборы по имущественным видам страхования.
- По какому сценарию происходит развитие бизнеса компании, есть ли планы увеличения доли регионов в общей структуре сборов?
- Совет директоров утвердил изменения в устав компании, соответствующие изменения внесены – теперь мы можем иметь филиалы во всех субъектах федерации. До конца года компания завершит открытие филиалов по всем субъектам федерации. На конец прошлого года у нас были филиалы в 76 субъектах федерации. Продолжается территориальная экспансия и в части открытия отделений и точек присутствия компании в нестоличных городах субъектов федерации. В общей структуре сборов компании региональная компонента стремительно растет последние годы. Увы, в этом году темп роста не такой, как был в 2012-2014 годах, но и региональная сеть уже полностью сформирована в регионах с наибольшим весом страхования, на многих территориях мы уже занимаем высокие строчки в рэнкингах. Тем не менее, региональное развитие компании, а это не только продажи, но и качество офисов, доступность для клиентов, профессиональная (лучшая!) команда, это приоритетная задача для менеджмента.
- Получила ли развитие идея переноса колл-центра в Пермь?
- Пока работа не закончена, финальное решение не принято.
- В какой стадии процесс присоединения приобретенных «дочек» - Транснефти и Алросы? Присматриваетесь ли еще к кому-то на рынке?
- Интеграция обеих компаний осуществляется по плану. По СК «Алроса» мы на финишной прямой – осуществлен перевод портфеля, завершены расчеты по профессиональным объединениям, направлено обращение в ЦБ, готовимся к сдаче лицензии. По СК «Транснефть» процесс интеграции изначально планировался более длительным. Он должен завершиться в конце 2016 года.
Мы готовы смотреть на компании, портфель которых по своей структуре напоминает портфель самого «СОГАЗа». Это точно не розничная компания. На сегодняшний день никакие кандидаты на покупку не рассматриваются.
- Сейчас рынок переживает волну электронизации ОСАГО, «СОГАЗ» в ней не участвует, это окончательное решение или в перспективе можете пересмотреть позицию?
- Мы не стали осуществлять проект электронного ОСАГО с 1 июля. Решение принято осознанное. Мы хотели бы отладить всю технологию, по итогам завершения которой решение может быть изменено.
- Остановился ли рост цен на автокаско, какие тенденции видны здесь? Планируете ли внедрять телематику, франшизу и тд для минимизации стоимости полиса?
- На рост стоимости каско влияние оказывает не только девальвация национальной валюты, но и существующая повсеместно практика оказания давления на страховщиков через подачу исков в суды. Сказывается на нем и количество мошенничества, тотальное непринятие франшизы, желание «оправдать» стоимость страхования ремонтом и т.д.
Мы рассматриваем несколько систем, которые позволят оценивать риски по характеру управления транспортным средством, но для их широкого использования в тарификации, что в идеале должно отразиться в сторону снижения стоимости страхования для аккуратных и законопослушных водителей, необходимо, чтобы суды, вынося решения, ориентировались на условия заключенного договора страхования, который на основе заявления страхователя, например, об ограниченном характере эксплуатации машины, был соответствующим образом тарифицирован при заключении договора.
Суды не должны безоговорочно вставать на сторону клиентов, когда очевидно нарушение условий договора со стороны гражданина. Если же суды не будут ориентироваться на текст договора страхования, телематические системы для целей снижения стоимости страхования не приживутся.
- ЧТО показывают другие сектора бизнеса? Сокращают ли корпорации программы ДМС, есть ли тенденция полного отказа или же урезаются пакеты на 2015 год. Прогнозы развития на будущее.
- У нас в портфеле есть клиенты, которые стали жестко пересматривать свои социальные программы. Назвать это тенденций не хотелось бы, как не могу отметить повального отказа страхователей от продления договоров личного страхования. В целом же идет пересмотр и бюджетов, и наполнения страховых программ, сокращения количества лечебных учерждений.
- Что происходит с блоком космос-авиа? Обсуждалось создание стратегии космического страхования, внедряется ли она, по какому принципу сейчас страхуются запуски и есть ли шансы на тотальное обязательное космическое страхование?
- По этой теме пока ничего не происходит. Очевидно, что начатая работа должна быть доведена до какого-то логического завершения, но на фоне преобразования в отрасли вопросы страхования не имеют первостепенного значения.
- Как себя чувствует авиационный блок - не сказался ли на нем кризис, была волна обсуждений о возможном повышении ставок, сбылись ли опасения?
- Кризис сказался на всем! В первую очередь он сказался на количестве перевозимых пассажиров, соответственно, внес коррективы в плане по замене воздушных судов, по увеличению флотов. Большинство воздушных судов, эксплуатируемых в РФ, являются судами иностранного производства, а поставляются они на условиях лизинга и валютных платежей. Получается, возросла нагрузка на авиакомпании на фоне снижения выручки. Страхование зависимо от размера парка воздушных судов, поэтому и здесь коррективы произойдут – рост будет за счет увеличения рублевой массы по договорам страхования с суммами, выраженными в иностранной валюте, и не будет роста за счет увеличения количества самолетов и вертолетов. Повсеместного повышения ставок нет. Есть снижение ставок и корректировка ставок по клиентам, у которых были авиапроисшествия и катастрофы.
- Как можете оценить эффективность диалога с регулятором. Нет ли ощущения, что происходит ужесточение подходов, где это оправданно, а где можно было бы и быть помягче? Извлек ли рынок урок из лицензионной истории с РГС?
- У нас с самого начало было понимание ужесточения надзора за рынком со стороны ЦБ. Да ЦБ и не скрывал своей задачи сделать рынок более понятным, прозрачным, управляемым. Самое важное для отрасли то, что на фоне ужесточения надзора имеется постоянный диалог между регулятором и отраслью – нас слышат, с нами говорят, позиция отрасли воспринимается, но, и что справедливо, не всегда принимается.
Рынок услышал все, что хотел сказать ЦБ «Росгосстраху». Сделаны ли выводы? Посмотрим на последующие действия ЦБ. На своем примере можем отметить, что каждую неделю получаем из ЦБ информацию о претензиях к качеству нашей работы по ОСАГО, то есть действует постоянный и неусыпный контроль за отраслью. А это хорошо! Если граждане, бизнес, государство, наконец, поверят в то, что страхование - это прозрачная и полезная отрасль для экономики всей страны, в том числе и благодаря жесткому надзору со стороны мегарегулятора, рынок будет развиваться совершенно с другими темпами роста, с другим уровнем проникновения.
- ОСАГО остается самым массовым видом страхования, и самым проблемным. Как можно оценить достаточность тарифов, насколько может хватить запаса прочности? Требуется ли подстройка территориальных коэффициентов и других?
Какие, по Вашему мнению, нужны первоочередные шаги для вывода рынка из очевидного кризиса? Что может сделать само сообщество, а для чего нужны меры регулятора или законодательные изменения?
- Мы считаем, что в настоящее время мы должны просить у ЦБ согласовать план постепенного перехода на свободный тариф по ОСАГО. Косметические правки возможны, но очень большая работа уже позади.
- Как оцениваете работу новой команды в страховых союзах, какие основные задачи удалось решить, а какие в числе первых требуют урегулирования?
Чего ждете от создания единой СРО и какой успешный опыт рекомендовали бы использовать для ее построения, а каких ошибок избегать.
- Мы на самом деле вне даже рамок закона о СРО уже фактически работаем в качестве одной большой команды, демонстрирующей возможности решать общие задачи, консолидированную позицию, готовность принимать серьезные решения, направленные на развитие отрасли.
- Ваши ожидания от проекта «Клуб журналистов» - какие оправдались, какие - нет, рекомендации по его развитию.
- Считаю, что мы в начале большого пути. Наша задача сделать так, чтобы отрасль не отождествлялась со словами «не заплатят», «обманут», «очень сложно», пустая трата денег», «дополнительный налог», «страховщики-мошенники» и т.д., а добиться этого можно только тогда, когда будет полная ясность, как эта отрасль экономики работает.
Korins
16 июля 2015