В поисках общего языка
Лучшим доказательством того, что стратегия развития страхового рынка объединяет задачи и государства, и отрасли, является тот факт, что меры, описанные в стратегии, начали реализовываться даже раньше, чем документ был утвержден общим собранием Всероссийского союза страховщиков. Такого мнения придерживается исполнительный директор — статс-секретарь АО «СОГАЗ», член Комитета ВСС по связям с государственными органами Елена Александрова.
Современные страховые технологии: Чем было обусловлено принятие страховщиками Стратегии развития страховой отрасли?
Елена Александрова: Последние несколько лет активно идет процесс объединения страховщиков. Конечно важную роль в этом сыграло создание единой саморегулируемой организации страховщиков — осенью 2016 года в этом качестве был зарегистрирован Всероссийский союз страховщиков. Я думаю, это дало начало выстраиванию системной работы по всем направлениям деятельности каждой страховой организации. Так, в ВСС были созданы профильные комитеты по линиям бизнеса, которые занимаются разработкой требований к отдельным страховым продуктам, регулированием продаж, в том числе чтобы не допускать продаж некачественных продуктов компаниями, допускающими злоупотребления, а также комитеты по урегулированию убытков, по противодействию мошенничеству и другие.
В конце 2017 года был создан комитет по связям с государственными органами, так как стало понятно, что работа по продвижению инициатив страховщиков, разработанных профильными комитетами, также требует более системного и внимательного подхода.
Войдя в состав комитета, я возглавила экспертную группу по стратегии развития страховой отрасли. На базе экспертной группы были проработаны все инициативы страховщиков по изменению законодательства, заявленные проблемы и предложения по развитию. Каждая инициатива была рассмотрена с точки зрения актуальности и приоритетности. Те вопросы, которые были признаны наиболее важными, вошли в перечень приоритетных задач развития отрасли, который был утвержден Президиумом ВСС.
Впоследствии этот перечень стал основой для разработки Стратегии развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019–2021 годы.
ССТ: Вы — активный член Комитета ВСС по связям с государственными органами. Каковы цели и задачи GR-деятельности союза страховщиков?
Елена Александрова: Комитет — это площадка как для определения стратегии, так и для выработки тактики решения каждого конкретного вопроса, который стоит перед сообществом. GR-комитет призван аккумулировать предложения, выработанные профильными комитетами ВСС, оценивать возможность и предлагать пути их реализации. При этом очень важно уметь преподнести проблему и предлагаемый способ решения так, чтобы государство услышало.
ССТ: В чем здесь сложность? Разве государство и страховой рынок не общие задачи решают?
Елена Александрова: Именно так. Но зачастую бывает так, что страховщики и чиновники разговаривают на разных языках. А значит, должен быть кто-то, кто сможет найти общий язык и точки пересечения интересов. Важно системно заниматься всеми вопросами, требующими государственного регулирования, изменений в законодательстве. Отсюда возникла необходимость собрать все, что хотят страховщики, систематизировать и дать правильное направление реализации наших инициатив.
ССТ: Стратегия описана очень точно и понятно. Но насколько она реализуема?
Елена Александрова: Каждый пункт Стратегии был оценен с точки зрения возможностей его реализации. Страховщики описывали проблемы, которые есть у каждого из нас. Мы вместе думали о том, как эту конкретную проблему можно решить. Но очевидно, что в процессе реализации предлагаемые меры могут претерпеть изменения. Стратегия содержит целевые показатели, которые, скорее, являются экспертными оценками и не привязаны к конкретным путям решения. Но даже если они где-то завышены, то пусть будет некая высокая планка, к достижению которой мы стремимся.
В период разработки стратегии уже были приняты три закона, которые были упомянуты в первых редакциях стратегии. На мой взгляд, это показатель того, что стратегия приближена к действительности.
Так, был принят Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Мы видели принятие данного закона приоритетной задачей, так как введение данного института является атрибутом цивилизованного страхового рынка и может помочь решить серьезные проблемы в ОСАГО. Теперь одной из важных задач стратегии является реализация этого закона: выстраивание взаимодействия, обеспечивающего баланс интересов страховщиков и потребителей финансовых услуг, а также направленного на устранение злоупотреблений в ОСАГО и других видах страхования.
Другая задача, названная в стратегии — это реализация федерального закона, предусматривающего страхование жилья от чрезвычайных ситуаций. Речь о Федеральном законе от 03.08.2018 № 320-ФЗ, который также был принят в период разработки стратегии.
ССТ: Как же гармонизировать интересы государства и интересы бизнеса?
Елена Александрова: Коренных противоречий нет, государство развивается за счет развития бизнеса. И вопросы часто перед бизнесом и государством стоят очень близкие. Например, одним из важных направлений деятельности Банка России является защита прав потребителей финансовых услуг. За допускаемые нарушения страховщиков привлекают к ответственности. Но ведь и сами страховщики заинтересованы выстроить взаимодействие с потребителем таким образом, чтобы он был максимально удовлетворен, чтобы внутренние процессы страховых компаний были удобными для клиента, чтобы тратить меньше ресурсов на заключение договоров, урегулирование убытков, общение с надзорными органами и т. д. Интерес взаимный.
ССТ: Вы рисуете идеальную картину. Потребитель очень разный. Есть потребиллеры, которые пытаются получить со страховщика даже то, что им не полагается. Можно ли дать всем идеальный сервис?
Елена Александрова: В Стратегии обозначена очень важная задача — отделить потребителей от лиц, злоупотребляющих своим правом. Если мы сможем это сделать, то сможем и предоставить максимально удобный сервис для добросовестных клиентов. Но сегодня наша нормативная база не позволяет нам отделить одних от других, в том числе потому, что нет четких критериев страхового мошенничества и злоупотребления правом. Если попытаться эти критерии выделить, то можно сформировать и перечень мер, с помощью которых можно существенно сократить количество злоупотреблений. И такая задача в Стратегии стоит.
ССТ: Страховщики тоже не идеальны, пытаются экономить на выплатах и сервисе. Предусмотрены ли в Стратегии меры для улучшения этой ситуации?
Елена Александрова: Я думаю, что в настоящее время страховой рынок достиг того уровня развития, когда с точки зрения бизнеса не выгодно платить меньше. Потом придется идти в суд, тратить деньги на юристов, неустойку, штрафы и прочее. Недоплаченные суммы вырастают во много раз. Такие истории, как правило, встречаются теперь только в тех компаниях, которые не нацелены на долгую и стабильную работу. У добросовестных страховщиков случаи невыплат и низкого уровня сервиса, как правило, связаны с качеством работы отдельных сотрудников. С этим мы также работаем через внедрение профессиональных стандартов.
ССТ: Как будет происходить развитие новых видов страхования, предлагаемых Стратегией?
Елена Александрова: В Стратегии обозначены те сегменты, которые назрела необходимость развивать или совершенствовать. Например, включить в систему обязательного страхования ответственности перевозчика легковое такси. Новый виток развития необходим в сфере профессиональной ответственности. Также требуется разрешение ситуации, возникшей несколько лет назад в сельскохозяйственном страховании в связи с переходом на единую субсидию. Кроме того, те страховые продукты, которые позволяли получать государственную поддержку, не удовлетворяют потребности наших клиентов в агроотрасли. Нужно было расширить закон так, чтобы поддержку получал не только узкий перечень конкретных страховых продуктов. И это уже сделано.
Необходимо пересмотреть и усилить роль страхования в сфере строительства. Исключение расходов на страхование строительно-монтажных рисков из строительной сметы в 2014 году произошло потому, что не смогли отделить нормальную страховую деятельность от злоупотреблений. Сейчас надо исправлять последствия вынужденного решения.
Безусловно, есть и другие направления развития рынка страхования, и новые страховые продукты. Многие из них прорабатываются в профильных комитетах ВСС и при поддержке большинства страховщиков также станут частью стратегии развития страховой отрасли.
Современные страховые технологии
№1 (72), 2019 г.