Страхование в виноградарстве: взаимный интерес
Одна из основных проблем российских виноделов — это необходимость конкуренции с дешевым вином, разлитым из завезенного в страну виноматериала, который по документам считается произведенным в Российской Федерации. Механизмы, позволяющие узнать реальное количество выращенного в стране винограда, на сегодняшний день не работают. Нарисованный урожай виноградников — огромная проблема винодельческой отрасли, в результате которой государство не получает положенные суммы акцизов, а потребители — качественные напитки. Исполнительный директор — статс-секретарь АО «СОГАЗ» Елена Александрова рассказала читателям нашего журнала, почему так важно наладить учет и контроль в виноградарстве и как в этом могут быть полезны страховщики.
Современные страховые технологии: Государство сейчас очень много внимания уделяет поддержке российского виноделия. Есть ли в этой отрасли место страхованию?
Елена Александрова: Мы всегда ищем какие-то новые направления для развития. В конце прошлого года был принят очень серьезный закон, стимулирующий развитие виноградарства и виноделия в нашей стране — Федеральный закон от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Эта отрасль сельского хозяйства получила огромную поддержку со стороны государства. Сам факт принятия этого закона не просто очень много значит для отрасли, он важен для всего агрострахования.
В виноградарстве и виноделии основная проблема состоит не в том, что гибнут виноградные насаждения или урожай, а в том, что по документам у нас винограда гораздо больше, чем на самом деле выросло. Связано это с тем, что на производство вина из российского винограда и привезенного сырья (балка) применяются разные ставки акцизов. Акциз занимает очень существенную долю в затратах на производство алкогольной продукции. Использование российского винограда (или сырья, учтенного как российский виноград) создает существенную выгоду. До настоящего времени у нас в государстве нет каких-то эффективных механизмов, которые позволили бы достоверно выяснить, сколько винограда выращено и сколько использовано для изготовления вина. Отчетность попросту «рисуют». Соответственно, бюджет не добирает положенные суммы акцизных сборов.
ССТ: Как этот процесс можно проконтролировать?
Е. А.: Несколько лет назад у нас была введена система декларирования виноградных насаждений и урожая. Но декларирование носит заявительный характер: сам собственник виноградников подает декларацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потом собирается консолидированная информация на уровне Минсельхоза России. Фактически должен быть кто-то, кто может проверить реальное количество виноградных насаждений, а также достоверность прогнозов урожая с данных виноградников. У нас нет такого госоргана, который имел бы полноценные ресурсы для проверки таких показателей.
ССТ: А это обязательно должен быть госорган или можно допустить к проведению такого рода проверок коммерческую организацию?
Е. А.: Я считаю, здесь очень могли бы помочь страховщики. Но для этого нужно ввести вмененное страхование виноградников. В настоящее время страхование виноградных насаждений и урожая является добровольным, и его можно осуществлять с государственной поддержкой в рамках механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Однако такое страхование точечное, по желанию того или иного владельца виноградника, и оно, безусловно, вопрос с контролем не решит. Если же страхование станет обязательным условием деятельности по виноградарству и виноделию, то все хозяйства должны будут страховаться, и страховщики смогут вести учет и собирать данные о том, сколько виноградников застраховано и какой урожай получен.
У страховщиков будет собран полный массив информации обо всех виноградниках страны. Причем не просто виноградников, но еще и прогнозов на урожай. При этом страхование урожая осуществляется на этапе его прогноза. Это основа всего сельскохозяйственного страхования: урожай страхуется не тогда, когда он получен, а тогда, когда он прогнозируется. Неполучение запланированного урожая как раз является страховым случаем.
При этом страховщикам невыгодно учитывать недостоверную информацию и завышать количество виноградников и объем урожая, поскольку в случае ущерба страховщики будут расплачиваться своими деньгами, в том числе за несуществующие виноградники и завышенные показатели урожая. Поэтому самим страховщикам крайне важно четко вести учет и контроль.
У страховщиков достаточное количество экспертов и методик для того, чтобы с этой работой эффективно справляться.
ССТ: То есть страховщики могли бы выполнять государственную функцию контроля за объемом выращенного урожая?
Е. А.: Информация, предоставленная страховщиками, осуществляющими вмененное страхование виноградников и урожая, и объединенная информация, например, Национальным союзом агростраховащиков, могла бы стать важным источником для проверки достоверности данных в декларациях виноградарей и виноделов. Для государства это было бы очень важно с точки зрения контроля источников сырья для производства вина и, в конечном итоге, оплаты акцизов и пополнения бюджета.
ССТ: Такой контроль поможет поднять качество российского вина?
Е. А.: Качество российского вина является одним из ключевых вопросов. До принятия Федерального закона от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» коммерсанты, разливающие вино по бутылкам из привезенного виноматериала, фактически были в более выгодном положении, чем те, кто сам выращивает виноград и делает из него вино. Добросовестные производители, которые сажают виноградники, и у которых цикл производства составляет минимум 6–7 лет, вынуждены осуществлять инвестиции, которые в ближайшие годы не дадут никакой отдачи. Важно, чтобы контроль за сырьем помог отделить действительно российское вино от того, которое продается под видом российского, но им не является. Справедливый учет и контроль, а также предоставление льгот именно российским производителям, могли бы дать всплеск развития виноградарства и виноделия. Но пока добросовестные производители конкурируют не между собой, а с теми, кто завозит дешевое импортное сырье. Причем этот балк обычно бывает не самого высокого качества, так как производитель вина старается получить минимальную себестоимость и максимальную прибыль.
ССТ: Сейчас законодательством предусмотрено только добровольное страхование виноградников и урожая. Какие преимущества и в чем принесет вмененное страхование?
Е. А.: Как мы уже говорили, сейчас законодательством предусмотрено только добровольное страхование. Так как это сельскохозяйственное производство, то действует общий закон о поддержке сельхозстрахования. Если страхователь в добровольном порядке обратится в страховую компанию, которая входит в Национальный союз агростраховщиков, то она имеет право получить от государства поддержку в виде половины стоимости страхового полиса.
Однако добровольное страхование не заменит вмененного. Прежде всего, при добровольном страховании достаточно большой страховой взнос. Из-за этого многие хозяйства отказываются от страховой защиты, так как потери виноградников и сырья происходят нечасто и не в глобальных масштабах. Виноградари не видят смысла тратить ресурсы на страховую защиту. В свою очередь, за страхованием обращаются те производители, которые часто несут убытки, и, соответственно, их высокая убыточность влияет на размер страхового тарифа. Я думаю, что вмененное страхование исключило бы антиселекцию, снизило бы существенно стоимость страхования, и, как я уже говорила, дало бы возможность наладить учет и контроль — как за самими виноградниками, так и за собранным урожаем.
Страховщики могли бы играть существенно большую роль в государственном регулировании конкретной отрасли, нежели это возможно сейчас. Во-первых, была бы достигнута цель развития конкретного вида страхования. Во-вторых, это поддержало бы в целом виноградарство и виноделие. Тариф на страхование мог бы быть снижен, производители имели бы необходимую защиту в случае потери виноградных насаждений или урожая, граждане получили бы гарантию качественного российского вина, а государство — пополнение бюджета.
ССТ: Что нужно сделать, чтобы добиться принятия решения о необходимости вмененного страхования?
Е. А.: Сейчас правовое регулирование этого направления только начинает развиваться, поэтому это начало пути. Мне кажется, очень важно понимать, что именно здесь страхование могло бы стать одним из механизмов, который позволил бы очистить рынок от производителей некачественной продукции и недобросовестной конкуренции, потому что основная проблема винодельческой отрасли — это огромное количество продукции, которая вводит в заблуждение потребителя. Для развития отрасли важно, чтобы у производителей были равные условия. Эти равные условия могут быть созданы, если исключены злоупотребления.
Я думаю, нам нужно более активное взаимодействие с представителями производителей вина. Виноделы должны узнать, что страховые механизмы могут быть многогранны и эффективны. Аграрии вкладывают большие усилия и большие инвестиции, и наша задача — популяризировать саму возможность их сохранить через механизм страхования.
Современные страховые технологии
№1 (78), 2020 г.