В тесном контакте с клиентом
06 сентября 2022 18:00:00
Экология - это неотъемлемая составляющая устойчивого развития, и экологическое страхование постепенно становится частью нашей жизни. Какие практические задачи решают сегодня страховщики для продвижения и развития этого вида страхования, рассказал в своем интервью директор Дирекции андеррайтинга непромышленных рисков и ответственности АО "СОГАЗ" Дмитрий Тарасов.
Современные страховые технологии: Насколько сейчас актуальна повестка ESG, в частности, для вашей компании?
Дмитрий Тарасов: Тема устойчивого развития не потеряла актуальности: мы видим стремление компаний из всех отраслей уменьшить негативное влияние на окружающую среду: если промышленные корпорации для этого внедряют новые технологии очистки вод, снижения выбросов, вторичной переработки, то компании непромышленного сектора снижают потребление ресурсов (воды, электроэнергии, бумаги). "СОГАЗ" - не исключение в этом вопросе: мы активно внедряем безбумажный документооборот. Кроме того, в последние несколько лет мы видим большое внимание со стороны всех ветвей власти к теме устойчивого развития в целом и экологии в частности. Пожалуй, наиболее яркими примерами этого являются проекты "Генеральная уборка", "Чистый воздух", общественная и образовательная деятельность Росприроднадзора.
ССТ: Международные стандарты отчетности, сертификации и присвоения рейтингов по-прежнему востребованы?
Дмитрий Тарасов: Несмотря на то, что ряд компаний, которые выдавали сертификаты о соответствии международным стандартам и осуществляли присвоение рейтингов, снижают активность на территории России, сами по себе процедуры, выстроенные внутри компаний - получателей таких сертификатов и рейтингов, остаются. Для нас это является улучшающим фактором при определении условий страхования.
Большое число предприятий продолжает публиковать отчетность в области устойчивого развития. Такая отчетность позволяет понять, какое место компания отводит экологическим вопросам, так как содержит информацию о соответствии стандартам ISO или ГОСТ, мерах по предотвращению вреда окружающей среде и размерах такого вреда, если он все же причинен.
Конечно, мы отслеживаем, соответствует ли практике то, что обозначает компания в своем отчете об устойчивом развитии или экологической политике. Обязательно осуществляем поиск информации о причинении вреда в официальных источниках и СМИ, в том числе в Telegram-каналах - скрыть что-либо сейчас практически невозможно.
ССТ: Получает ли экологическое страхование поддержку со стороны государства?
Дмитрий Тарасов: Экологическое страхование напрямую связано с введением страхования расходов на ликвидацию разливов нефти (ПЛРН). Это один из видов, который будет драйвером рынка экологического страхования в ближайшие несколько лет ввиду законодательных требований, а также возможностью вкючения расходов предприятий по этому виду страхования в состав затрат для целей налогообложения.
Но и помимо этого мы отмечаем рост интереса к страхованию экологических рисков. Причина - в повышенном внимании государства и общества к вопросам экологии, а также существенные размеры вреда при загрязнении окружающей среды, рассчитанные Росприроднадзором.
ССТ: Как определяется размер ущерба?
Дмитрий Тарасов: Ущерб определяется Росприроднадзором или иным уполномоченным органом в соответствии с методиками определения вреда компонентам окружающей среды. Важным в части практического применения станет и утвержденный Верховным судом 24 июня обзор судебной практики, который во многом уточнил наши подходы к урегулированию экологических убытков. Мы, со своей стороны, также тщательно анализируем каждый убыток и своевременно корректируем андеррайтинговую политику.
ССТ: Как меняется ваша тарифная и андеррайтинговая политика в связи с теми данными, которые вы получаете?
Дмитрий Тарасов: Мы обращаем внимание на наличие случаев причинения вреда окружающей среде, наличие предписаний Ростехнадзора или Росприроднадзора, изучаем план ликвидации разливов нефти (при их наличии) и документы, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду, в том числе отчеты об устойчивом развитии.
Расположение предприятия также играет большую роль: близость к водным объектам (рекам, озерам, морям) или расположение в районах Крайнего Севера и Арктики существенно увеличивают потенциальные размеры убытков, следовательно, напрямую влияют на тариф.
ССТ: Сколько времени занимает заключение договора на случай, например, разлива нефтепродуктов?
Дмитрий Тарасов: Многое зависит от специфики предприятия и от статистики разливов. Если предприятие небольшое, рядом нет водоемов и отсутствуют случаи причинения вреда окружающей среде, то для заключения договора страхования достаточно 2-3 документов и их изучение не занимает много времени.
Если мы говорим о крупном предприятии, у которого есть много подразделений по транспортировке, хранению, добыче нефти и нефтепродуктов, то здесь все, конечно, сложнее. Мы запрашиваем и внимательно анализируем планы ликвидации разливов нефти. По каждому разливу в прошлом, если таковые были, изучаются причины и возможность повторения. В этом случае определение условий может занимать до 5-7 дней. Также от масштабов предприятия зависит потребность в перестраховании рисков. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с перестраховочным рынком, в том числе с РНПК.
ССТ: А для автозаправочных станций существуют риски загрязнения нефтепродуктами?
Дмитрий Тарасов: Конечно, риски существуют, но на текущий момент АЗС - не самые активные потребители экологического страхования. Если аварии случаются, то они не связаны с крупными загрязнениями, ведь объемы хранения топлива на АЗС невелики по сравнению с нефтебазами.
Сегодня мы видим большое количество запросов по экологическому страхованию со стороны морских и речных портов.
ССТ: Можно ли оценить потенциальный объем рынка по этому виду страхования?
Дмитрий Тарасов: Пока давать оценки сложно. У разных игроков рынка - абсолютно разный опыт в части экологического страхования.
Есть компании опытные, которые уже получали и урегулировали убытки, видят и анализируют статистику. Есть новые игроки, которые только выходят на рынок экологического страхования. Важно, чтобы рынок в целом адекватно, экономически обоснованно оценивал такие риски. Они, возможно, не самые частые, но имеют существенные суммы ущерба. Например, попадание нефтепродуктов в водные объекты приводит к возмещениям в десятки и сотни миллионов рублей.
ССТ: Кто является клиентом для экологического страхования?
Дмитрий Тарасов: Потенциально это все предприятия, связанные с нефтью и нефтепродуктами (добыча, транспортировка, хранение). Также это предприятия газовой и других добывающих отраслей. Ранее по требованию западных партнеров российских компаний существовало вмененное страхование экологической ответственности. Но в последнее время таких требований и, следовательно, вмененного страхования стало меньше. К нам стали обращаться именно те предприятия, у кого риск аварии и загрязнения окружающей среды действительно существует.
Среди крупнейших нефтяных и газовых компаний уровень проникновения экологического страхования приближается к 90-100 %. Что касается среднего и малого бизнеса, то тут статистика иная - не более 10 % в сегменте, где риски маловероятны, и порядка 30 % в рисковом сегменте.
ССТ: Они не считают нужным страховаться или не знают об экологическом страховании?
Дмитрий Тарасов: Вероятно, компании надеются, что у них не произойдет страхового случая. Конечно, они предпринимают определенные усилия по минимизации рисков и предотвращению аварий. С другой стороны, еще не сформировалась в полной мере культура экологического страхования. Поменять восприятие и способствовать росту рынка в этом сегменте могла бы комплексная работа страховых компаний по продвижению экологического страхования, в том числе через определенные форматы обучения, доступную и понятную информацию, иллюстрированную примерами ущерба в разных отраслях промышленности.
ССТ: Какие планы у "СОГАЗа" по развитию экологического страхования?
Дмитрий Тарасов: "СОГАЗ" впервые утвердил правила экологического страхования в 2004 году. Мы - давний и активный участник этого рынка, в нашей компании за 18 лет накоплен большой практический опыт урегулирования убытков.
В вопросах экологического страхования всегда важна индивидуальная оценка. "СОГАЗ" не планирует создания какого-то коробочного продукта. Для страхователей, возможно, это было бы просто и удобно, но все коробочные продукты содержат какие-то ограничения. Либо, если "коробка" будет включать все риски по максимуму, то такой продукт может стать очень дорогим. А нам важно, чтобы наши Страхователи получали полноценную, осознанную страховую защиту за адекватную стоимость.
Это невозможно без индивидуальных консультаций, и мы готовы обсуждать каждый конкретный запрос, чтобы в тесном контакте со Страхователями обеспечивать самую полную их защиту.
У разных игроков рынка - абсолютно разный опыт в части экологического страхования. Есть компании опытные, которые уже получали и урегулировали убытки, видят и анализируют статистику.
Есть новые игроки, которые только выходят на рынок экологического страхования. Важно, чтобы рынок в целом адекватно, экономически обоснованно оценивал такие риски.
Мы отмечаем рост интереса к страхованию экологических рисков. Причина - в повышенном внимании государства и общества к вопросам экологии, а также существенные размеры вреда при загрязнении окружающей среды, рассчитанные Росприроднадзором.
Современные страховые технологии
№4 (93), 2022 г.
Современные страховые технологии: Насколько сейчас актуальна повестка ESG, в частности, для вашей компании?
Дмитрий Тарасов: Тема устойчивого развития не потеряла актуальности: мы видим стремление компаний из всех отраслей уменьшить негативное влияние на окружающую среду: если промышленные корпорации для этого внедряют новые технологии очистки вод, снижения выбросов, вторичной переработки, то компании непромышленного сектора снижают потребление ресурсов (воды, электроэнергии, бумаги). "СОГАЗ" - не исключение в этом вопросе: мы активно внедряем безбумажный документооборот. Кроме того, в последние несколько лет мы видим большое внимание со стороны всех ветвей власти к теме устойчивого развития в целом и экологии в частности. Пожалуй, наиболее яркими примерами этого являются проекты "Генеральная уборка", "Чистый воздух", общественная и образовательная деятельность Росприроднадзора.
ССТ: Международные стандарты отчетности, сертификации и присвоения рейтингов по-прежнему востребованы?
Дмитрий Тарасов: Несмотря на то, что ряд компаний, которые выдавали сертификаты о соответствии международным стандартам и осуществляли присвоение рейтингов, снижают активность на территории России, сами по себе процедуры, выстроенные внутри компаний - получателей таких сертификатов и рейтингов, остаются. Для нас это является улучшающим фактором при определении условий страхования.
Большое число предприятий продолжает публиковать отчетность в области устойчивого развития. Такая отчетность позволяет понять, какое место компания отводит экологическим вопросам, так как содержит информацию о соответствии стандартам ISO или ГОСТ, мерах по предотвращению вреда окружающей среде и размерах такого вреда, если он все же причинен.
Конечно, мы отслеживаем, соответствует ли практике то, что обозначает компания в своем отчете об устойчивом развитии или экологической политике. Обязательно осуществляем поиск информации о причинении вреда в официальных источниках и СМИ, в том числе в Telegram-каналах - скрыть что-либо сейчас практически невозможно.
ССТ: Получает ли экологическое страхование поддержку со стороны государства?
Дмитрий Тарасов: Экологическое страхование напрямую связано с введением страхования расходов на ликвидацию разливов нефти (ПЛРН). Это один из видов, который будет драйвером рынка экологического страхования в ближайшие несколько лет ввиду законодательных требований, а также возможностью вкючения расходов предприятий по этому виду страхования в состав затрат для целей налогообложения.
Но и помимо этого мы отмечаем рост интереса к страхованию экологических рисков. Причина - в повышенном внимании государства и общества к вопросам экологии, а также существенные размеры вреда при загрязнении окружающей среды, рассчитанные Росприроднадзором.
ССТ: Как определяется размер ущерба?
Дмитрий Тарасов: Ущерб определяется Росприроднадзором или иным уполномоченным органом в соответствии с методиками определения вреда компонентам окружающей среды. Важным в части практического применения станет и утвержденный Верховным судом 24 июня обзор судебной практики, который во многом уточнил наши подходы к урегулированию экологических убытков. Мы, со своей стороны, также тщательно анализируем каждый убыток и своевременно корректируем андеррайтинговую политику.
ССТ: Как меняется ваша тарифная и андеррайтинговая политика в связи с теми данными, которые вы получаете?
Дмитрий Тарасов: Мы обращаем внимание на наличие случаев причинения вреда окружающей среде, наличие предписаний Ростехнадзора или Росприроднадзора, изучаем план ликвидации разливов нефти (при их наличии) и документы, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду, в том числе отчеты об устойчивом развитии.
Расположение предприятия также играет большую роль: близость к водным объектам (рекам, озерам, морям) или расположение в районах Крайнего Севера и Арктики существенно увеличивают потенциальные размеры убытков, следовательно, напрямую влияют на тариф.
ССТ: Сколько времени занимает заключение договора на случай, например, разлива нефтепродуктов?
Дмитрий Тарасов: Многое зависит от специфики предприятия и от статистики разливов. Если предприятие небольшое, рядом нет водоемов и отсутствуют случаи причинения вреда окружающей среде, то для заключения договора страхования достаточно 2-3 документов и их изучение не занимает много времени.
Если мы говорим о крупном предприятии, у которого есть много подразделений по транспортировке, хранению, добыче нефти и нефтепродуктов, то здесь все, конечно, сложнее. Мы запрашиваем и внимательно анализируем планы ликвидации разливов нефти. По каждому разливу в прошлом, если таковые были, изучаются причины и возможность повторения. В этом случае определение условий может занимать до 5-7 дней. Также от масштабов предприятия зависит потребность в перестраховании рисков. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с перестраховочным рынком, в том числе с РНПК.
ССТ: А для автозаправочных станций существуют риски загрязнения нефтепродуктами?
Дмитрий Тарасов: Конечно, риски существуют, но на текущий момент АЗС - не самые активные потребители экологического страхования. Если аварии случаются, то они не связаны с крупными загрязнениями, ведь объемы хранения топлива на АЗС невелики по сравнению с нефтебазами.
Сегодня мы видим большое количество запросов по экологическому страхованию со стороны морских и речных портов.
ССТ: Можно ли оценить потенциальный объем рынка по этому виду страхования?
Дмитрий Тарасов: Пока давать оценки сложно. У разных игроков рынка - абсолютно разный опыт в части экологического страхования.
Есть компании опытные, которые уже получали и урегулировали убытки, видят и анализируют статистику. Есть новые игроки, которые только выходят на рынок экологического страхования. Важно, чтобы рынок в целом адекватно, экономически обоснованно оценивал такие риски. Они, возможно, не самые частые, но имеют существенные суммы ущерба. Например, попадание нефтепродуктов в водные объекты приводит к возмещениям в десятки и сотни миллионов рублей.
ССТ: Кто является клиентом для экологического страхования?
Дмитрий Тарасов: Потенциально это все предприятия, связанные с нефтью и нефтепродуктами (добыча, транспортировка, хранение). Также это предприятия газовой и других добывающих отраслей. Ранее по требованию западных партнеров российских компаний существовало вмененное страхование экологической ответственности. Но в последнее время таких требований и, следовательно, вмененного страхования стало меньше. К нам стали обращаться именно те предприятия, у кого риск аварии и загрязнения окружающей среды действительно существует.
Среди крупнейших нефтяных и газовых компаний уровень проникновения экологического страхования приближается к 90-100 %. Что касается среднего и малого бизнеса, то тут статистика иная - не более 10 % в сегменте, где риски маловероятны, и порядка 30 % в рисковом сегменте.
ССТ: Они не считают нужным страховаться или не знают об экологическом страховании?
Дмитрий Тарасов: Вероятно, компании надеются, что у них не произойдет страхового случая. Конечно, они предпринимают определенные усилия по минимизации рисков и предотвращению аварий. С другой стороны, еще не сформировалась в полной мере культура экологического страхования. Поменять восприятие и способствовать росту рынка в этом сегменте могла бы комплексная работа страховых компаний по продвижению экологического страхования, в том числе через определенные форматы обучения, доступную и понятную информацию, иллюстрированную примерами ущерба в разных отраслях промышленности.
ССТ: Какие планы у "СОГАЗа" по развитию экологического страхования?
Дмитрий Тарасов: "СОГАЗ" впервые утвердил правила экологического страхования в 2004 году. Мы - давний и активный участник этого рынка, в нашей компании за 18 лет накоплен большой практический опыт урегулирования убытков.
В вопросах экологического страхования всегда важна индивидуальная оценка. "СОГАЗ" не планирует создания какого-то коробочного продукта. Для страхователей, возможно, это было бы просто и удобно, но все коробочные продукты содержат какие-то ограничения. Либо, если "коробка" будет включать все риски по максимуму, то такой продукт может стать очень дорогим. А нам важно, чтобы наши Страхователи получали полноценную, осознанную страховую защиту за адекватную стоимость.
Это невозможно без индивидуальных консультаций, и мы готовы обсуждать каждый конкретный запрос, чтобы в тесном контакте со Страхователями обеспечивать самую полную их защиту.
У разных игроков рынка - абсолютно разный опыт в части экологического страхования. Есть компании опытные, которые уже получали и урегулировали убытки, видят и анализируют статистику.
Есть новые игроки, которые только выходят на рынок экологического страхования. Важно, чтобы рынок в целом адекватно, экономически обоснованно оценивал такие риски.
Мы отмечаем рост интереса к страхованию экологических рисков. Причина - в повышенном внимании государства и общества к вопросам экологии, а также существенные размеры вреда при загрязнении окружающей среды, рассчитанные Росприроднадзором.
Современные страховые технологии
№4 (93), 2022 г.