Цифровые технологии на страже здоровья
Телемедицина сегодня становится ключевым элементом цифровой трансформации страховой медицины. Заместитель председателя правления АО «СОГАЗ» Татьяна Тамгина поделилась опытом крупнейшей страховой компании по внедрению современных технологий в процессы оказания медицинских услуг.
Современные страховые технологии: Что можно оцифровать в медицинском страховании?
Татьяна Тамгина: На самом деле, если не все, то очень многое. Как известно, медицина — одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности, и во многом это понятно и обосновано. Однако наш опыт показывает, что внедрение технологий на различных этапах клиентского пути позволяет не только существенно сократить нагрузку на клиники и врачей, но и упростить доступ пациентов к нужным им услугам, сэкономить их время.
«Мы предлагаем клиенту технологичные решения на всех этапах — от первых симптомов до выздоровления».
Уже пять лет мы эволюционно развиваем экосистему вокруг здоровья и видим, что внедрение инноваций помогает качественно преобразовать медицинскую отрасль.
ССТ: Что за это время удалось реализовать?
Татьяна Тамгина: Мы предлагаем клиенту технологичные решения на всех этапах — от первых симптомов до выздоровления.
В СОГАЗ по ДМС застрахованы более 5 млн человек. Каждый день наш медицинский контакт-центр обрабатывает около 10 тыс. обращений за медицинской помощью, а в осенне-зимний сезон — более 20 тыс. Ежедневно мы оплачиваем приемы врачей, медицинские обследования и анализы на сумму 249 млн руб. Для нас это не просто цифры. Мы как никто понимаем, с какими трудностями сталкиваются клиенты при получении медицинской помощи, и действительно заинтересованы в том, чтобы они получали быстрое и качественное лечение.
Без использования технологий эффективно справляться с таким объемом было бы просто невозможно. В центре нашей цифровой инфраструктуры — мобильное приложение, которое сегодня является полноценным инструментом для управления здоровьем. С помощью приложения клиенты СОГАЗ уже сейчас могут записаться к врачу онлайн, в пару кликов добавить нужную им клинику в страховую программу, пользоваться онлайн-консультациями с врачами различных специальностей, получать медицинские документы и видеть свою электронную медкарту с данными из клиник и лабораторий. Приложение также позволяет передавать врачу онлайн-медицины данные с совместимых носимых устройств.
В этом году мы запустили в приложении умный симптом-чекер, который создан на базе ИИ и умеет анализировать симптомы, чтобы направить клиента к профильному специалисту онлайн-медицины.
По сути приложение сегодня выполняет функцию виртуального помощника, который следит за выполнением плана лечения, напоминает о будущих визитах и проактивно предлагает подходящие чекапы здоровья.
Такой подход помогает сокращать рутинные медицинские ритуалы, экономить время клиента и более эффективно использовать время врача.
ССТ: Пользуется ли мобильное приложение и онлайн-медицина популярностью у клиентов?
Татьяна Тамгина: Сегодня в приложении зарегистрировано более 1,5 млн пользователей. Клиент СОГАЗ в среднем обращается к врачам дистанционно три раза в год. Чаще всего онлайн-медициной пользуются жители Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Нижегородской, Новосибирской и Сахалинской областей. Часть обращений поступает от застрахованных из-за границы.
До 15 % клиентов уже сегодня отказываются от очного приема в пользу телемедицины.
Интересно, что после первой консультации 80 % пациентов записывается на онлайн-прием повторно. У нас есть клиент, который записывался на онлайн-приемы 60 раз за последние три года.
ССТ: С какими заболеваниями могут помочь врачи онлайн-медицины?
Татьяна Тамгина: Есть ошибочное представление, что в телемедицину приходят за простыми консультациями — насморк, кашель, простуда. Однако на практике это совсем не так.
В работе телемедицинского сервиса СОГАЗ задействовано более 200 врачей очень высокой квалификации. У наших клиентов есть возможность задать вопросы онлайн о здоровье врачам более 20 специальностей. Наибольшее количество запросов приходится, конечно, на терапевтов. Их загрузка приближается к 100 %. За ними следуют педиатр, психолог, акушер-гинеколог, гастроэнтеролог, невролог, эндокринолог, уролог, дерматовенеролог и аллерголог-иммунолог. У узкопрофильных специалистов обычно расписаны практически все доступные временные слоты.
В нашей практике бывают случаи, когда врачи онлайн-медицины в буквальном смысле спасают жизни: своевременно обнаруживают признаки серьезных заболеваний, организовывают срочную госпитализацию, работают с возражениями пациентов, которые от нее отказываются.
ССТ: Как в компании защищены личные данные?
Татьяна Тамгина: Защита и сохранность медицинских и персональных данных — приоритет для нас. Мы пользуемся на 100 % собственной разработкой, не используем облачные и сторонние решения, обеспечиваем криптографическую защиту передаваемой информации.
Серверы, взаимодействующие с внешними ресурсами, полностью изолированы от серверов, выполняющих внутренние операции (хранение пользовательских данных, исполняемый код, метрики приложений). В самом приложении реализована двухфакторная аутентификация.
Используемый комплекс мер позволяет в полной мере обеспечить защиту и сохранность данных.
ССТ: Корпоративным клиентам уход в цифру тоже выгоден?
Татьяна Тамгина: Мы видим активный рост запросов на включение услуги онлайн-медицины в программу ДМС. Все больше работодателей воспринимают дистанционные консультации как важную часть процесса оказания медицинской помощи. Свыше 2/3 договоров корпоративного ДМС от СОГАЗ сегодня заключаются с опцией телемеда.
Большое влияние здесь оказала пандемия, когда люди поняли, что многие вопросы со здоровьем можно эффективно решить дистанционно. При этом использование цифровых технологий оказывает значительное влияние на снижение стоимости оказываемых услуг — использование сервисов телемеда позволят корпоративным клиентам снижать стоимость страхования на сумму до 10%.
Телемедицина выгодна работодателям и с той точки зрения, что работники могут задать вопросы врачу о своем здоровье в удобное время, не покидая рабочее место. Например, мы видим, что очень востребовано включение в пакет ДМС телемедицинских консультаций педиатров. Не секрет, что к педиатрам родители обращаются очень часто, особенно когда дети посещают детский сад или начальную школу. Возможность получить оперативную консультацию специалиста в случае любых вопросов серьезно снижает тревожность работающих родителей и позволяет им не отвлекаться от рабочего процесса.
Сейчас мы работаем над программой цифрового ДМС, в рамках которой первым этапом обращения к врачу для получения амбулаторно-поликлинического обслуживания всегда будет онлайн-консультация. Планируем запустить продукт в пилотном режиме с несколькими работодателями, а затем будем предлагать его шире. По нашим расчетам выгода для работодателей по сравнению с традиционными программами корпоративного ДМС составит более 20 %. Для компаний это возможность оптимизировать бюджет на ДМС, а для их сотрудников — экономить столь ценное время на очных визитах в клиники.
«У ОМС и ДМС одна задача – сохранение здоровья человека и снижение затрат на лечение. Ее решение — в профилактике заболеваний и повышении эффективности лечения».
ССТ: Могут ли цифровые технологии, разработанные для ДМС, применяться в ОМС? Какие перспективы дальнейшей цифровизации ДМС?
Татьяна Тамгина: Мы уверены, что наш опыт в ДМС можно применить и в государственной медицине. Программы ДМС должны дополнять, а не дублировать систему ОМС, добавлять рисковые элементы и улучшать сервис для клиента. Это позволит повысить доступность медицинской помощи для населения и обеспечить контроль качества. С помощью единой цифровой платформы можно «бесшовно» объединить возможности ОМС и ДМС. Такая задача включена в «Стратегию развития финансового рынка России до 2030 года», и СОГАЗ готов делиться наработками и экспертизой для ее решения.
У ОМС и ДМС одна задача — сохранение здоровья человека и снижение затрат на лечение. Ее решение — в профилактике заболеваний и повышении эффективности лечения. Поэтому следующим этапом эволюции страховой медицины может стать автоматическое получение — конечно, с согласия клиента — данных с носимых устройств для превентивной диагностики и оперативного реагирования на первые симптомы возможного заболевания. Это устройства, которые сейчас создаются при содействии Минздрава России в рамках платформы персональных медицинских помощников. Пока наибольшую ценность в использовании таких помощников мы видим для отдельных групп клиентов, в частности, для людей пенсионного возраста и пациентов с хроническими заболеваниями.
Создание доступных, удобных и точных девайсов для измерения основных показателей (пульс, сатурация, давление и пр.) позволит страховым компаниям адаптировать свои программы с учетом возможностей удаленной диагностики и развивать превентивную медицину, сокращая нагрузку на систему здравоохранения и обеспечивая клиентам настоящую заботу об их здоровье.
ССТ: Что сегодня мешает развитию превентивной медицины?
Татьяна Тамгина: Как ни парадоксально, основное препятствие лежит в области психологических факторов. Наши опросы свидетельствуют, что, к сожалению, у клиентов пока нет сформированной мотивации для регулярного контроля за здоровьем: 30 % опрошенных нами пациентов признают отсутствие личной мотивации для профилактики болезней. Объяснений много — дороговизна диагностических медицинских услуг, недоверие к медицинским работникам, отсутствие времени и др.
Цифровая медицина в силу своей простоты и доступности в этом случае может выступать очень эффективным инструментом для повышения уровня заинтересованности граждан в профилактических осмотрах и других мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Мы видим, что люди готовы использовать цифровые сервисы и доверяют технологиям, не испытывают сложностей при обращении с ними. Доля клиентов старше 50 лет составляет до трети от всех активных пользователей. При этом 95 % наших клиентов, которые обращаются за онлайн-консультацией, доверяют ИИ и используют возможности цифрового помощника. Преодолев первый психологический барьер, получив позитивный опыт, клиент начинает пользоваться онлайн-медициной постоянно, понимая, что это удобно и экономит его время.
Телемедицина спешит на помощь
- Один из застрахованных, шахтер, обратился в телемед с жалобой на выраженные боли в поясничной области. Поскольку шахта находится на большом удалении от больниц, для оказания медпомощи был вызван санитарный вертолет. Однако из-за сложных погодных условий он не смог приземлиться. Врач телемедицины заподозрил у пациента наличие почечной колики, сориентировал по дальнейшей тактике фельдшера медпункта шахты и находился на связи, пока погодные условия не позволили госпитализировать пациента. Диагноз подтвердился в стационаре, болевой синдром купировали.
- Пациента беспокоили головная боль, головокружение, неустойчивость при ходьбе. Он категорически отказывался идти на прием к неврологу. Врач онлайн-медицины заподозрил острое нарушение мозгового кровообращения. Несмотря на отказ пациента, он направил заявку для организации скорой помощи. Бригада «скорой» зафиксировала очаговые симптомы, пациента госпитализировали в стационар, диагноз подтвердился.
- В женской консультации клиентке из Новосибирской области рекомендовали прервать беременность из-за ряда проблем со здоровьем. Она решила получить второе мнение и обратилась к врачам СОГАЗ онлайн. Помимо стандартного наблюдения и консультаций по беременности ей потребовалось медицинское сопровождение нескольких других специалистов. На этом пути было много опасностей для будущей мамы и плода, включая коронавирус, с которым наши терапевты успешно справились. За все время онлайн-сопровождения доктора СОГАЗ провели более 40 консультаций для клиентки. В результате у нее родился здоровый мальчик, которому скоро исполнится три года.
Современные страховые технологии
№5 (100), Октябрь 2023 г.